Почему люди привыкают к страданиям, и как научиться жить иначе 

592 Сознание и суфизм 22.09.2021

Многим буквально нравится страдать. Они привыкают к формату жизни, когда все сложно, плохо, а несчастья сыплются на голову каждый день, как дождь. Доходит до того, что если внезапно происходит хорошее, наступает «белая полоса», это настораживает и пугает. Всплывают установки вроде «это ненадолго», «скоро снова что-то плохое случится», «радость долгой не бывает». Люди словно ищут повод вернуться в привычное состояние страдания. И ведь находят. 

Смотреть видеоформат статьи.

За фасадом страдания 

Как жить, человек выбирает сам. Вот только формировать судьбу своими руками – значит, принимать ответственность за каждое действие, поступок и даже за свои мысли. Это требует постоянной работы на собой. Недаром говорится, что быть счастливым – сложно, тогда как страдать – в сотни раз легче. Не нужно работать, стараться – достаточно пустить жизнь на самотек, и можно начинать жаловаться, что все плохо, что не везет, не складывается, не получается. Человек не хочет или не находит в себе решимости действовать, чтобы вылезти из бесконечных страданий.  

Часто за привычкой страдать скрываются нерешенные психологические или какие-либо жизненные проблемы, некие гештальты, возвращаться к которым очень не хочется. Пока они «висят», дальше продвинуться не получается. Вот и остается ходить по кругу и страдать. 

Путь Стрекозы   

Если посмотреть с суфийской точки зрения, причина страданий во многом сводится к качествам нафса – низшего эго, животной природы человека. Нафс выражается в слабохарактерности, лени, распущенности, неорганизованности. Его ключевое стремление – постоянное удовлетворение своих желаний. Нафсу не бывает достаточно. По достижении желаемого он получает лишь временное удовольствие, а после начинает страдать, потому что хочет еще больше или жаждет чего-то другого, нового, и так до бесконечности.

 

Нафс не любит планомерных действий, систематичности и постоянства. Под влиянием низшего эго человек спешит, совершает опрометчивые поступки, выбирает сомнительные легкие способы на пути к цели. Вспоминая известную суфийскую притчу, предпочитает путь Стрекозы. Та ветреная особа отвергала всякое планирование и не желала трудиться, не заботилась о своем благе в долгосрочной перспективе. Хотела лишь порхать с цветка на цветок и получать сиюминутное удовольствие от сладкого нектара. Привело это к печальным и необратимым последствиям. 

В басне Крылова судьба Стрекозы тоже оказалась незавидной – прокружив и пропев все лето, зимой она мучилась от голода. Такое поведение наглядно характеризует то, как поступает нафс. Главное для него – получить наслаждение здесь и сейчас, а о последствиях он и не думает, снимая с себя ответственность за собственную судьбу. Страдания – закономерный итог такой позиции. 

Взять нафс под контроль 

Избежать страданий можно, помня о влиянии нафса. Суфийские мастера дают четкие рекомендации насчет этого. Они считают, что воспитание своего нафса – одна из ведущих задач в саморазвитии. Иначе он становится прибежищем страхов и лени, вселяет склонность к страстям и стремление к удовлетворению низменных качеств. 

Вот что говорит Кашани: 

«Нафсу необходимо постоянство. Избавиться от этого бедства можно только посредством искреннего исполнения своих обязанностей». А также – «дисциплиной и последовательностью духовного стремления». Систематические духовные практики укрепляют психику, делают человека мудрее и устойчивее к жизненным перипетиям. Они помогают избавиться от дурного влияния нафса, его поспешности, суетливости, неумеренной страсти к всевозможным сиюминутным удовольствиям. Тогда вдруг получается находить устойчивую радость в труде, в четком и уверенном следовании своему плану, простых, но регулярных действиях, обретать ясность мыслей через самодисциплину и воспитание лучшей версии себя. А состояние страдания становится попросту чуждо. 

И еще один момент. Человек страдает, когда живет не своей жизнью. Когда он забывает себя, свои истинные желания, стремления, следуя почему-то навязанным, чуждым его сути. Вот почему найти свой путь в жизни так важно. В этом тоже способны помочь духовные практики. Они знакомят человека с самим собой – настоящим. А зная себя, он острее чувствует, что ему действительно подходит, а что принесет душевные терзания и неудобства. Тогда делать в жизни выборы, принимать решения тоже становится намного проще. 

Автор: Ксения Велинская, Редакция ДС

Понравилась статья? Сделайте, пожалуйста, репост

СТАТЬИ D-CITY

Читать статьи по теме

Легенда о таинственном Зелёном Человеке

117 Сознание и суфизм 23.01.2024 Время появления Зелёного Человечка в нашем растительном орнаменте и в этой стране, вместе с тем, что он не был известен ранее, а появился внезапно ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Теория сознания в суфийской психологии

145 Сознание и суфизм 07.01.2024 Голова, а точнее, мозговые анализаторы, ответственные за мышление и когнитивные способности, называются «султан». Всё, что ниже головы, носит название «народ». Таким образом, султан — это центр управления, но он взаимосвязан с народом. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Скачайте бесплатно мини-книгу по теме «Отношения» →

мини-книга

Эмоциональное выгорание

скачать

Все права защищены. Полная или частичная перепечатка либо иное использование опубликованных материалов без письменного разрешения администрации сайта не допускается.

mobile