Легенда о таинственном Зелёном Человеке

117 Сознание и суфизм 23.01.2024

Красочное королевское приглашение на коронацию короля Чарльза III (рис. 1) изобилует изображениями мира природы.

Это подходящее отражение глубокого интереса нового короля к природе и окружающей среде. В центре приглашения изображено то, что BBC назвала «фольклорной фигурой “зелёного человека”», которого Букингемский дворец описывает как символ весны и возрождения, чествующий новое царствование.

Рис. 1 Королевское приглашение на коронацию короля Чарльза III

Но что на самом деле знают люди, в том числе в Букингемском дворце, о загадочном Зелёном Человеке (Green Man)? Выглядывающий из резного растительного орнамента многих нормандских церквей, он появился в Англии только в XII веке. Его происхождение окутано тайной, а значение было утрачено к концу Средневековья.

В рамках своего исследования исламского влияния на норманнскую архитектуру, я уже некоторое время изучаю Зелёного Человека. Чем больше я видела его — во всех его настроениях, от угрожающего до шутливого, от приветливого до свирепого, — тем больше я замечала странные параллели с аль-Хизром (al-Khidr) (рис. 2), популярной и хорошо известной исламской фигурой, имеющей множество мистических ассоциаций.

Хизр в переводе с арабского означает «Зелёный», а арабский корень передает всё, что связано с зеленью, зелёными лугами, порослью и растительностью. Считается, что зелёный цвет был любимым цветом пророка Мухаммада [да благословит его Аллах и приветствует], а аль-Худейра, в одной из форм арабского корня, означает рай.

Рис. 2 Миниатюра периода Моголов, изображающая Хизра, 1760 год. Национальная библиотека Франции, Париж

Время появления Зелёного Человечка в нашем растительном орнаменте и в этой стране, вместе с тем, что он не был известен ранее, а появился внезапно, позволяет предположить, что, скорее всего, его привезли в Англию вернувшиеся норманнские крестоносцы.

Впервые они могли столкнутся с ним на Святой земле, где он глубоко укоренился в местных сказаниях и суфийском мистицизме как вездесущая фигура, олицетворяющая как добро, так и зло. Учитывая силы, с которыми ассоциируется Хизр, его привлекательность для христиан-крестоносцев была бы значительной. Не зря его отождествляют со святым Георгием, покровителем Англии, который, кстати, также является покровителем ливанских, палестинских и сирийских христиан.

Святой Георгий, мученически погибший от рук римских солдат-язычников, обладал способностью являться людям в критические моменты и придавать им силы, как свидетельствует легенда о его своевременном появлении в битве при Антиохии в 1098 году, во время Первого крестового похода, на белом коне и со своим знаменитым копьем, как раз вовремя, чтобы спасти положение и переломить ход сражения в пользу крестоносцев.

Рис. 3 Святой Георгий в битве при Антиохии, фреска в церкви Святого Ботольфа в Хардхэме, XII век

Святой воин

Эта сцена воссоздана на средневековых церковных фресках, таких как роспись XII века в церкви Святого Ботольфа в Хардхэме, Западный Суссекс, выполненная монахами могущественного Клюнийского монастыря Льюиса (рис. 3).

Эти монахи, которые были связаны с вернувшимися крестоносцами, должны были быть хорошо знакомы с легендарным появлением Святого Георгия в Антиохии, и его присутствие на фреске означает, что её можно с уверенностью датировать началом XII века, когда известия о победе в битве достигли Англии.

Георгий особенно почитался как святой-воин, начиная с крестовых походов.

Бессмертие Аль-Хидра — это общая черта с Зелёным Человеком, чьи различные формы и выражения лица изображают его очень живым, похожим на некий первобытный дух, живущий среди листвы. Отчасти божество, отчасти пророк, отчасти язычник, отчасти святой, отчасти человек, его привлекательность оказалась универсальной — объединяющая фигура среди трех великих монотеистических религий.

На Святой земле Зелёный Человек почитался как мусульманами, так и иудеями и христианами, причем его отождествляли не только с Хизром и Святым Георгием, но и с пророком Илиёй.

Из множества его гробниц, наиболее вероятная, содержащая настоящее тело, находится в Лоде или Лидде, где церковь Святого Георгия, построенная крестоносцами, была возведена на месте более ранней византийской, рядом с мечетью Хизра (рис. 4).

Рис. 4 Руины восточного части церкви Святого Георгия, возведённой крестоносцами на месте византийской базилики, 1866 год; и современный вид греческой православной церкви Святого Георгия, содержащей саркофаг, почитаемый как могила Святого Георгия и мечети Аль-Хизра в Лидде (Лод), 1949 год

В Бейт-Джале, недалеко от Вифлеема, находится святилище, которое христиане считают местом рождения Святого Георгия, а евреи – местом погребения Илии. Уильям Далримпл в своей книге «Со Святой Горы» также столкнулся с такого рода взаимосвязью между религиями на Святой Земле.

О Бейт-Джале он писал: «Казалось бы, при наличии всех величайших святынь христианского мира на выбор, когда у местных арабских христиан возникала проблема — болезнь или что-то более тяжёлое, — они предпочитали искать заступничества Георгия в его маленьком убогом святилище в Бейт-Джале, а не молиться в церкви Гроба Господня или в церкви Рождества Христова в Вифлееме».

Он спросил священника в святилище, много ли мусульман приходит сюда, и священник ответил: «Их сотни! Почти столько же, сколько христианских паломников. Часто, когда я прихожу сюда, я вижу мусульман, рассевшихся по всему полу, в проходах, вверху и внизу».

В репутации святыни как места исцеления не было ничего нового, но она простиралась настолько далеко, насколько можно было вспомнить; это непрерывная традиция. Такие места несут в себе особую силу и атмосферу.

Чудесные силы

Моя собственная первая встреча с Хизром произошла в Алеппо (Сирия), во время посещения цитадели в 1978 году, когда я заметила его кенотаф справа от зигзагообразной дорожки, ведущей через ряд оборонительных ворот в саму цитадель. Казалось, что его поставили здесь в знак благодарности за то, что он пережил опасность, изображенную на арке над входом парой переплетенных змеевидных драконов (рис. 5).

Рис. 5 Переплетенные змеевидные драконы над воротами цитадели в Алеппо, Сирия, 1900 год

Пройдя пятый и последний зигзаг с высеченными на каменных стенах улыбающимися и печальными львами (рис. 6), которые, как считается, обладают чудесной силой и защищают от зла, я вышла на на залитую солнечным светом открытую вершину цитадели.

Рис. 6 Один из примеров скульптурного изображения льва, находящегося в цитадели, Алеппо, Сирия

Это именно те свойства, которыми Зелёный Человек наделяется сегодня, в его многочисленных возрождениях в садовой мебели и украшениях XXI века, — и это те же силы, которыми он наделялся в Англии, начиная со Средних веков.

Не случайно, что самые древние его изображения в Англии можно найти в ранних нормандских церквях (рис. 7), где его религиозная образность проявляется в полном расцвете.

Рис. 7 Зеленый человек в церковной архитектуре

Тот факт, что он появляется на дверных проемах и входах снаружи церквей, а также во внутренних помещениях — на алтарных арках, капителях и колоннах, отмечающих переход в самые священные части церкви, — не просто совпадение.

Его роль заключается в том, чтобы отгонять злых духов, защищать от бед, а также прославлять плодородие природы и приглашать верующих в присутствие Бога.

Он может быть вырезан из дерева или камня, но редко встречается в иллюминированных манускриптах, витражах или ювелирных изделиях. В формах, где его рот, ноздри, а иногда даже уши и глаза кажутся прорастающими листвой и растительностью (рис.8), он также символизирует возрождение — бесконечный цикл природы, неотъемлемой частью которой он является.

Рис. 8 Изображение Зелёного Человека в церкви Sutton Benger, Wiltshire, England, построенной в 12-14 веках. Возможно, самая выдающаяся в мире резьба на эту тему

Его лицо часто было единственной скульптурой, пережившей одержимость разрушением в эпоху Реформации, предположительно потому, что в нем не видели идолопоклонства, а скорее безобидное изображение природы, которое никого не оскорбляло. Такая интерпретация подтверждает, что к XVI веку его происхождение как святого было уже утрачено для христиан.

Дикий дух

Первые изображения Зелёного Человека, появившиеся в Англии в 1100-х годах, были работой каменщиков, привезенных из Франции после нормандского завоевания 1066 года. Их лица отнюдь не были классическими. Например, у изображений Зелёного Человечка на капители главного портала церкви Килпек в Херефордшире (рис. 8) — выпуклые глаза с вырезанными отверстиями для зрачков, как это можно увидеть на ранних восточных статуях королей и языческих богов.

Рис. 8 Изображение Зелёного Человека на капители главного портала церкви Килпек в Херефордшире, 1140 год

В растительных орнаментах Килпека также прослеживается коптский/фатимидский стиль: стебли скреплены стяжками, а листья имеют глубокие V-образные борозды.

В церкви Барфрестоун в Кенте, которую иногда называют «Килпеком юга», пара изображений Зелёного Человека на северной двери также не демонстрирует классического влияния и, очевидно, служат для защиты церкви от злых духов. Таким образом, они могли утешать и успокаивать средневековое население, которое искренне верило в злых духов и их силу. Иногда, когда Зелёный Человек улыбается, он служит для приветствия верующих в церкви.

Возрождение готики вернуло Зелёного Человека в общественное сознание, как и писатели XX века, такие как Дж. Р. Р. Толкиен во «Властелине колец», представивший персонажей по имени Энты (рис. 9), которые были наполовину деревьями, наполовину людьми, ведущими тихую мудрую жизнь в глубине леса.

Рис. 9 Энты – персонажи произведения Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин колец», иллюстрация Яна Миллера

Танцоры Морриса — это скорее версии Зелёного Человека, воспроизводящие старые традиции, которые были в значительной степени забыты. Он прочно вошел в общественное воображение как легко узнаваемая фигура, в наши дни обычно доброжелательная, но время от времени с оттенком дикого духа в союзе с природой.

В этой двойной функции Зелёный Человек снова перекликается с характеристиками аль-Хизра. Мне хотелось бы думать, что сам король Чарльз, с его открыто признаваемым уважением к Исламу, был бы рад узнать о таких глубоких межкультурных связях.

Автор: Diana Darke

Диана Дарк – эксперт по культуре Ближнего Востока, специализирующаяся на Сирии. Выпускница Оксфордского университета по специальности “арабский язык”, она более 30 лет специализировалась на Ближнем Востоке и Турции, работая как в правительственных, так и в коммерческих структурах. Она является автором нескольких книг о Турции, в том числе “Восточная Турция” (2014) и “Османы” (2022), а также о ближневосточном обществе, в том числе “Мой дом в Дамаске: Взгляд изнутри на сирийский кризис” (2016), социально-экономической истории “Сирийкий купец” (2018) и книги “Кража у сарацин: Как исламская архитектура сформировала Европу” (2020).

Понравилась статья? Сделайте, пожалуйста, репост

СТАТЬИ D-CITY

Читать статьи по теме

Теория сознания в суфийской психологии

146 Сознание и суфизм 07.01.2024 Голова, а точнее, мозговые анализаторы, ответственные за мышление и когнитивные способности, называются «султан». Всё, что ниже головы, носит название «народ». Таким образом, султан — это центр управления, но он взаимосвязан с народом. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Постнешин Джелаладдин Лорас – 2 часть

141 Сознание и суфизм 01.11.2023 Интервью в Санто-Доминго, Доминиканская республика. Апрель 2003 года ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Скачайте бесплатно мини-книгу по теме «Отношения» →

мини-книга

Эмоциональное выгорание

скачать

Все права защищены. Полная или частичная перепечатка либо иное использование опубликованных материалов без письменного разрешения администрации сайта не допускается.

mobile