fbpx

Суфийское обучение в сравнении с современными подходами к личностному росту

179 Сознание и суфизм 25.05.2022

Имея конец пути, можно легче всего понять и весь путь в целом, и смысл отдельных этапов.

Лев Выготский, советский психолог

На определённых этапах жизни люди ощущают потребность в дополнительном личностном развитии. В современном мире для этого находятся разнообразные решения — от коучинга и психологических сеансов до самостоятельных практик и поисков. Вопросы личностного роста вставали перед человеком и веками раньше — тогда углубление в эти темы называлось духовным развитием. Попробуем разобраться, какая взаимосвязь между современными подходами к развитию личности и духовным подходом, в частности в суфизме.

* * *

Начнём с вопроса: зачем? Зачем взрослому человеку дополнительное обучение, а тем более обучение духовным наукам? Разве недостаточно того образования, что получено в школе, вузе? Неужели мало для жизни опыта выбранной профессии, да и в целом прожитых лет?

Попробуем ответить последовательно. Сначала ещё один наводящий вопрос: что вообще важно людям? Что удерживает конкретного человека от дурных привычек, придаёт ему сил для преодоления сложностей и стремления к чему-то? Что многие люди хотят испытывать, но ощущают нехватку этого в жизни? Ответ очень прост. Люди хотят видеть и чувствовать смысл. Когда он есть, человек целеустремлен и творчески развит, ведёт осмысленную жизнь и во многом ею доволен.

С философской точки зрения, смысл жизни — высшая ценность человеческого существования, выраженная в форме конечной цели, которой подчинены все частные интересы и потребности человека. Конечная цель для каждого выглядит по-своему. Для одного она в том, чтобы вырастить детей, дать им образование. Для другого — в реализации своих амбиций. Для третьего такой целью может стать познание Бога. И так далее.

Понимание о смысле жизни у каждого своё. Какой бы ни был, он помогает структурировать жизнь, вносит организованность в деятельность человека. Тогда как отсутствие смысла, или конечной цели, часто приводит к дезорганизации и потери связи с реальностью.

Таким образом, с философской точки зрения, понятие о смысле жизни — это вопрос связи сознания человека с жизнью и индивидуальной для каждого реальностью. Психология же раскрывает сущность смысла, объясняет основы, на которых его появление возможно. Рассмотрим их подробнее.

Первая основа — интерес. Мы видим смысл изучать то и взаимодействовать с тем, что вызывает у нас интерес, будь то книга, деятельность или человек. Интерес увлекает, и это меняет нас — раскрывает для себя самих в новых переживаниях.

Вторая основа — то, что даёт эмоции. Жизнь без эмоций скучна и кажется бессмысленной. Без них у нас нет отклика на жизнь. Ничто не греет, не радует, не возмущает, не мотивирует. Если нет состояния живых эмоций, причём необязательно только позитивных, формируются эмоции мёртвые: уныние и печаль. Развивается эмоциональная тупость — подробно разбирали эту тему в статье об эмоциональном интеллекте. Когда у нас есть эмоции и то, что дарит нам эмоции, мы в полном смысле этого слова живы. Тело двигается, ум искрит, душа в груди заставляет сильнее биться сердце. Мы психологически устойчивы к жизни, готовы к вызовам, которые она нам бросает. Мы — конкурентоспособны.

Третья основа для перспективы появления смысла — когда есть Объект, влияющий на нас: цель, чья-то личность, формирующая среда, в которой мы находимся. Когда есть то, с чем мы связаны эмоционально, и эта связь дарит ощущение смысла — нужности и важности происходящего с нами. Что само по себе повышает качество проживания момента, ценность и осознанность своего состояния, или ценность самого себя в собственных глазах.

Об ощущении смысла прекрасно сказано в следующих строках:

Я чувствую, а значит, я живу.
Я вижу мир сквозь призму ощущений.
Живые чувства вижу наяву,
Когда вдыхаю ветер впечатлений.

Виктор Скорых

Как точно передано нужное состояние души: «я чувствую, а значит, я живу». Я чувствую, что я не зря. Я чувствую, что моя жизнь осмысленная и нужная. Эти чувства очень важны для человека.

Здесь давайте остановимся и ответим себе на такой вопрос: «Учат ли направленно пониманию о смысле жизни общепрофильные учебные заведения?». Нет.
Человек может сам обрести смысл в процессе изучения определённых дисциплин. Некоторым везёт встретить хорошего учителя — Объект, который созидательно влияет на учеников. Но такое обретение понимания о смысле будет опосредственным, не подкреплённым направленным знанием.

Ощущение смысла, если говорить по-простому, — аккумулятор для жизненной энергии. Жить без смысла можно, но скучно, неинтересно, малопродуктивно. Многое тогда приходится делать через не могу, заставляя и преодолевая себя. Большое количество энергии тратится впустую.

В общеобразовательных учреждениях не объясняют такие вещи. Не их профиль. Но это не отменяет того, что многие люди нуждаются в подобной информации. Жизнь одна, а вот прожить её можно по-разному. И человек начинает свой поиск, как прожить жизнь качественнее.

Что коучинговые программы через постановку целей, что психологическая работа с чувствами по итогу завязаны на одном — помочь человеку улучшить качество жизни, а значит, помочь обрести смысл внутри себя. Показать и научить, как можно начать жить полноценнее и осмысленнее.

Поиск смысла был интересен людям во все времена. Всегда существовали и пути к его обретению. Давайте рассмотрим, как это происходит в современном изложении методик личностного роста и сравним с суфийским обучением. Весь объём для сравнения охватить в одной статье невозможно. Мы и не ставили себе такую цель, но выбрали некоторые моменты. Они не только схожи в преследовании целей саморазвития, но и по-настоящему важны для каждого человека.

* * *

Коммуникация. Говоря о современных, компьютеризированных, людях одна из ключевых проблем, что приходит на ум, — человеку стало сложнее общаться через прямую личную коммуникацию. Мессенджеры сделали связь с собеседником из любой точки мира быстрой и удобной при наличии доступа в интернет. Тем не менее качество живого общения снижается. Люди становятся яркими индивидуалистами и говорят о важности собственного развития, больше подразумевая под этим внутренний комфорт, чем комфорт совместного сосуществования. Об этом беспристрастно говорит статистика: в развитых странах, где больше условий и возможностей для развития потенциала личности, падает интерес к построению собственной семьи. Причины на то не только и не столько экономические — они скорее связаны с перестройкой шкалы ценностей современного человека.

Справедливо будет отметить, что такое изменение отношения к институту семьи нельзя назвать неправильным ходом жизни. Это ответ, обратная сторона комфортных условий. Аналогично с возможностью работать в тёплых помещениях, сидя на мягкой офисной мебели, при минимальном количестве передвижений повысился риск развития геморроя и обострения остеохондроза. Никто не скажет, что полная удобств среда — это плохо. Просто так устроено в природе, что за любой комфорт приходится расплачиваться.

На сегодня вопросы коммуникации и улучшения качества социализации, вопросы понимания себя стали распространенной повесткой в психологических консультациях и коучинговых тренингах. В суфийском обучении эти темы тоже считаются важными. С той лишь разницей, что в современных системах центральное место занимает личность человека, а в суфизме — Бог, или Другой. В современных подходах человека учат саморазвитию. В суфийских саморазвитие идёт через служение Высшему Идеалу.

Наставничество. Ещё одна тенденция современных образовательных структур в сфере саморазвития. Откровенно говоря, эта роль больше используется как спекулятивная и далека от истинного взаимодействия, которое предполагают отношения «наставник–ученик». В современных системах есть модель поточности учащихся, но нет той долгосрочной близости, которая присуща обучению в духовных школах. А близость критически важна для развития ученика. К этому пониманию приближаются и социогуманитарные науки. Вслед за Бахтиным, Толстым, Хабермасом, Дерридой, Апелем всё больше учёных умов осознают тот факт, что становление человека происходит только в обществе других, отличных от самого человека и в то же время конституирующих его. А во главу угла в процессе обучения всё чаще помещается важность доверительных отношений между учеником и учителем.

Особый интерес здесь вызывает теория привязанности**, где есть заботливый взрослый (наставник) и тот, кто принимает его заботу в отношениях доверия и уважения (ученик). Обоснование такому подходу выражается в появлении высокой мотивации у того, кто отдает своё сердце учителю. В суфизме отношениям «наставник–ученик» и присущей этой психоэмоциональной связи глубине тоже отводится важное, даже первостепенное значение. В суфизме наставник — носитель не только идей, но и определённой духовной передачи, которая оказывает важное влияние на преобразование личности ученика.

«Сам факт обращенности ученика к учителю производит в ученике изменения, глубинную психологическую трансформацию, к которой стремится вся система образования, становится причиной индивидуализации ученика и раскрытия его личностного потенциала»*.

Осознанность. В коучинге и психологических консультациях установлен запрет на директивное, подавляющее поведение педагога или психолога. Общение с учеником или клиентом предполагает глубокое уважение и внимательное слушание. Вместе с этим в коучинговой системе есть правила прав и обязанностей, в границах которых формируется и протекает образовательный процесс. Задача коуча — помочь человеку разбудить в себе властелина, скульптора собственной жизни, увидеть себя субъектом выбора, а не объектом судьбы.

В суфизме обучение начинается с того, что ученик даёт учителю формулу верности. Например, обещает следовать правилам выбранного Пути и держаться за полу воображаемого халата наставника, несмотря ни на что. Так он учится преодолевать свой нафс — слабую организацию личности и импульсивные проявления эмоциональной природы.

Суфийский наставник учит подопечного работать над собой через самонаблюдение, самоконтроль и самоанализ. Это ведёт к тому, что ученик обретает «царя в голове» — через формирование надстройки наблюдателя над собственной спонтанностью.

Важность Другого. В современных реалиях остро встают проблемы внутреннего одиночества и потери жизненных ориентиров. Как правило, следом у человека пропадает и смысл в жизни. Это компенсируется ещё одной распространенной проблемой современного общества, особенно заметной в мегаполисах, — нежеланием взрослеть. Люди хотят жить прежде всего для себя и отвергают мысли о том, что в их заботе нуждаются другие. Мир современного человека становится миром развитого эгоизма. Что приносит такой подход к жизни? Обретает ли человек счастье? Возрастающее количество людей с психологическими проблемами говорит об обратном.

Акцент на удовлетворении собственных желаний делает людей более эксцентричными. Они ярко одеваются, собираются и веселятся компаниями, посещают разные мероприятия, но вместе с тем на психологических консультациях всплывает всё больше жалоб о внутренней пустоте. Люди просят помочь им справиться с повышенной тревожностью, страхами, вернуть душевный комфорт. Но мало кому из них приходит в голову, что причина несчастий — в собственном эгоизме. Если человек руководствуется только им, в его жизни всегда есть место удовлетворению своих потребностей и амбиций, но практически нет места заботе о другом. Даже заботу о собственном ребёнке в современном мире многие стали воспринимать как досадную помеху, отвлекающую от полноценной жизни.

Люди всё больше отвыкают от того, что рядом есть Другой. Не осознают: счастье в том, чтобы дарить Другому заботу. Выше мы отметили, что путь суфийского обучения есть путь служения. Но можно сказать ещё и так: это путь обучения заботе. Когда дервиш (ученик) ставит на первое место не себя, а тот или то, о ком или о чём ему вменено заботиться. Это очень глубокий момент.

Любое общение обогащает суть отношений только в том случае, когда люди отдают себя им — служат своим отношениям. Где главным является Другой, а не сам человек. В современных реалиях для кого-то эта мысль может звучать, конечно, дико. Но именно забота исцеляет и развивает душу.

Может возникнуть вопрос: «А кого считать этим Другим?». С одной стороны, ответ очевиден: Другой — это близкий вам человек. В контексте обучения Другим может стать наставник. Если говорить глобально, то Другой — это Бог, и вы служите Ему, проявляете заботу о Нём. Взамен происходит ваше развитие и преобразование свойств души. Мы качественно развиваемся через заботу.

* * *

О смысле. В предыдущей статье мы писали о синдроме отложенной жизни. Люди ждут. Они ждут того момента, когда у них начнётся настоящая жизнь, настоящие отношения; когда начнут работать или реализовывать себя там, где это будет приносить радость и удовлетворение. Люди ждут, что когда-то их жизнь станет осмысленной. Но проходит время, а ничего такого не случается. Ожидание сменяется разочарованием и сожалением о прошедших годах. В новой иллюзии человеку начинает казаться, что где-то в прошлом он совершил поворот не туда, поэтому жизнь так и не обрела смысл. Это не так. Просто человек не понимал, не осознавал того, что у него есть для жизни только текущий момент. Именно в нём надо жить, любить и творить, несмотря на какие бы то ни было условности.

Смысл не ждёт впереди за ближайшим поворотом. Он не теряется в прошлом. Осмысленная жизнь — это чувство. Оно зависит не от внешних условий, а от состояния души. Что современные, что суфийские системы развития личности учат людей тому, как научиться жить в смысле и быть счастливыми в сейчас. В этом заключается секрет продуктивности, секрет благополучия и стабильного психического здоровья.

Когда человек в моменте ощущает смысл своей жизни, чувствует радость от жизни, он обретает состояние, в котором естественным образом начинает проявлять творческие способности. Не поддаётся сложностям, не унывает, а находит силы жить и новые поводы жизни радоваться.


Я попросил дерево: «Скажи мне о Боге». И оно зацвело.

Рабиндранат Тагор

– – –

*В статье использовался материал из статьи Кангиевой А. М. «Коммуникативная позиция наставника в суфийской педагогике»

**Важнейшим принципом теории привязанности является то, что для успешного социально-эмоционального развития и в частности для того чтобы научиться эффективно регулировать свои чувства, ученик (ребёнок) должен развивать отношения как минимум с одним значимым взрослым (наставником).

Автор: Николай Третьяков, редакция ДС

Поделиться статьей в социальных сетях

СТАТЬИ D-CITY

Читать статьи по теме

Почему люди привыкают к страданиям, и как научиться жить иначе 

238 Сознание и суфизм 22.09.2021 Часто за привычкой страдать скрываются нерешенные психологические или какие-либо жизненные проблемы, некие гештальты, возвращаться к которым очень не хочется. Пока они «висят», дальше продвинуться не получается. Вот и остается ходить по кругу и страдать. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Вспомнить себя

346 Сознание и суфизм 25.03.2021 Потеря жизненного тонуса вызывает цепную реакцию во всех сферах жизни человека. Например, пребывая в депрессии, он перестаёт обращать внимание на чистоту одежды, в целом привыкает к неряшливости. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Скачайте бесплатно мини-книгу по теме «Отношения» →

мини-книга

Эмоциональное выгорание

скачать

Все права защищены. Полная или частичная перепечатка либо иное использование опубликованных материалов без письменного разрешения администрации сайта не допускается.

mobile