Психическое здоровье и психотерапия: сравнение западной и исламской психологии, основанной на Священном Писании

277 Сознание и суфизм 09.06.2023

Аннотация

Развитие в образе жизни и урбанизация привели к значительным изменениям в психологическом благополучии людей во многих частях света. Потребность быть материально обеспеченным подтолкнула людей в городских поселениях к ненужному стрессу, беспокойству, конфликтам, дилеммам и множеству других неблагоприятных психологических состояний. Из-за этих психологических проблем люди, живущие в основном в городах, порой реагируют на эти ситуации негативно, полностью игнорируя религиозные и этические принципы жизни. В свете этой ситуации, данное исследование хотело бы изучить концепции психического здоровья и психотерапии, представленные некоторыми отдельными школами в западной психологии и исламской психологии, основанной на Священном Писании. В частности, идеи, отстаиваемые фрейдистским психоанализом, радикальным бихевиоризмом и гуманистической психологией, будут сравниваться с исламской психологией. Для лучшего понимания вопросов, связанных с психическим здоровьем, в данном исследовании будет незначительно затронута тема человеческой природы, ограниченная рамками данного исследования. Есть надежда, что правильное понимание концепции психического здоровья и управления им поможет людям вести осмысленную жизнь, т.е. найти мир и гармонию внутри себя и во внешнем мире. Поскольку исследование качественное, исследователи будут использовать метод текстуального анализа (textual-analysis) при анализе данных, относящихся к данному исследованию.

Ключевые слова и фразы: Психическое здоровье, психотерапия, западная психология, исламская психология, сравнительная психология.

Введение

Тревожная статистика многочисленных сообщений о случаях психического расстройства в средствах массовой информации привлекла внимание исследователей к этой области психологии. Движимое желанием понять, что такое психическое здоровье и психотерапия, данное исследование направлено на понимание некоторых существующих западных концепций. В частности, в нем будут рассмотрены идеи, представленные миру фрейдистским психоанализом, радикальным бихевиоризмом и гуманистической психологией. Обсуждая западные представления о психическом здоровье и психотерапии, исследователи в основном сосредоточатся на идеях, выдвинутых Зигмундом Фрейдом (1856-1939) в психоанализе, Дж. Б. Уотсоном (1879-1958) и Скиннером (1904-1990) в бихевиоризме и Абрахамом Маслоу ( 1908-1970) и Карлом Роджерсом (1902-1987) в гуманистической психологии. Проанализировав три западные концепции, данное исследование продвинется дальше, сравнивая их с идеями, представленными в исламской психологии. Поскольку ни одна дискуссия о психическом здоровье не может быть всесторонней и интересной без обсуждения вопросов о природе человека и психотерапии, в данном исследовании также будут обсуждаться эти две области психологии. По мнению исследователей, темы природы человека, психического здоровья и психотерапии взаимосвязаны и неразделимы. Таким образом, любая дискуссия о психическом здоровье должна также включать в себя некоторые идеи о природе человека и психотерапии.

Что такое психическое здоровье (Mental Health)?

Психическое здоровье также называют психической гигиеной. Определить, что такое психическое здоровье, может быть непростой задачей, поскольку психологи и консультанты дали широкий спектр определений. По сравнению с психическим здоровьем, экспертам гораздо легче определить, что такое психическое заболевание. По сути, термин психическое здоровье относится к сбалансированному психологическому состоянию человека. Человек, обладающий положительным психическим здоровьем, также должен быть свободен от психических расстройств. Более того, хорошее или позитивное состояние психического здоровья или психической гигиены характеризует человека, который живет в гармонии с самим собой, а также с окружающей его социальной и природной средой. Согласно Информационному бюллетеню ВОЗ № 220 (2014):

«Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Психическое здоровье – это состояние благополучия, при котором человек реализует свои способности, может справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно работать и вносить вклад в жизнь своего сообщества. Психическое здоровье и благополучие имеют основополагающее значение для нашей коллективной и индивидуальной способности людей думать, проявлять эмоции, взаимодействовать друг с другом, зарабатывать на жизнь и наслаждаться жизнью. На этом основании укрепление, защита и восстановление психического здоровья могут рассматриваться как жизненно важная задача отдельных лиц, сообществ и обществ во всем мире».

Человек, обладающий хорошим уровнем психического здоровья, не является полностью свободным от всех психологических проблем в своей жизни. Другими словами, психическое здоровье не объясняет отсутствие обычных повседневных психологических проблем в жизни, таких как стресс, тревога, разочарование и т.д. Люди, у которых диагностированы серьезные проблемы с психическим здоровьем, – это те, кто не в состоянии справиться с обычными повседневными проблемами, связанными с их психологическим благополучием.

Люди, столкнувшиеся с психическим расстройством из-за неспособности контролировать свои чувства и эмоции, относятся к категории тех, кто нуждается в помощи консультанта, психолога, врача и терапевта для преодоления своих проблем. Список того, что является проблемой психического здоровья, постоянно расширяется в связи со сложностью человеческой жизни в эпоху индустриализации и глобализации. Среди наиболее распространенных причин обращения за психиатрической помощью – тревога, горе, стресс, расстройства настроения, неспособность к обучению, всевозможные зависимости, проблемы в отношениях, СДВГ и т. д..

Многие эксперты отмечают, что краткосрочное решение проблемы с помощью антипсихотических препаратов может помочь пациентам преодолеть свои проблемы, но не следует быть зависимым от этих препаратов в течение длительного периода времени. Длительное применение таких препаратов может вызвать зависимость и привыкание. На Западе и Востоке эксперты единодушно признают духовность и медитацию долгосрочным решением психических проблем. Они назначают лекарства только в серьезных случаях психического здоровья, и это тоже не должно продолжаться долгое время, так как такие лекарства имеют свои побочные эффекты для потребителей.

Человеческая природа согласно фрейдистскому психоанализу

Взгляды Фрейда на природу человека были диаметрально противоположны идеям, изложенным в Ветхом и Новом Заветах. Его взгляды противоречили описанию, содержащемуся в Торе (Книга Бытия) и Библии, где говорится, что человек был создан по образу и подобию Божьему. Фрейд дал негативный образ человека, который мало чем отличается от остальных представителей животного мира. Для него человек – это интеллектуальное животное, обреченное на уничтожение. Его идея приравнять человека к животному является отражением того, что было сказано Дарвином ранее в его работе “О происхождении видов”. Концепция Фрейда о природе человека пессимистична и детерминистична одновременно. Его пессимистический взгляд на человеческую природу основан на предположении, что человек злой и эгоистичный по своей природе. Его идея является детерминистской, поскольку он считал, что каждый человек прикован к психосексуальным событиям своей жизни. Более того, Фрейд представлял человека как животное, порабощенное своими сексуальными импульсами. Во фрейдистской школе психологии человек считался сексуальным извращенцем с самого начала своей младенческой жизни. Заложенная в ДНК человека, эта природа сексуального извращенца будет жить в нем с самого рождения и до конца жизни. Фрейд убежден, что все случаи неврозов и психозов в жизни человека связаны с вопросами, касающимися его сексуальности. Делая акцент на силе либидо, все его теории о личности, мотивации, творчестве и т.д. сосредоточены на вопросе сексуальности. По той причине, что человек находится под контролем своих либидинальных импульсов, поэтому он несоциализирован и иррационален в своем поведении. Наконец, Фрейд считал, что у человека нет свободы освободиться от оков своего психосексуального развития.

Психическое здоровье согласно фрейдистскому психоанализу

Психическое здоровье, воспринимаемое в рамках фрейдистского психоанализа, объясняет психологическое благополучие человека, которое связано с гармоничными отношениями между ид, эго и суперэго, а также между человеком и реальным миром, в котором он живет. Поддержание стабильного и гармоничного состояния психики человека – это усилия, прилагаемые эго для примирения ид, суперэго и внешнего мира путем восприятия и выбора возможностей для удовлетворения либидинальных потребностей ид без нарушения стандартов, требуемых суперэго.

Неспособность эго выступать в роли миротворца между ид, суперэго и внешним миром означает хаос и дисгармонию в психике индивида. В состоянии дисгармонии человек столкнется с психологическими расстройствами, такими как стресс, тревога, разочарование и многими другими психическими заболевания. В психоаналитической концепции психического здоровья эго играет жизненно важную роль в качестве нейтрализующей силы, не впадая ни в какие крайности в противостоянии требованиям, предъявляемым ид, суперэго и внешним миром реальности.

Психотерапия во фрейдистском психоанализе

Фрейдистская психоаналитическая терапия преследует две цели. Первая – изменить характер и поведение индивида, сделав бессознательное сознательным. Вторая цель – укрепить эго, так как это заставит поведение индивида соответствовать реальности и не быть порабощенным слепыми требованиями либидинальных сил. В процессе психотерапии детские переживания клиента реконструируются, обсуждаются, интерпретируются и анализируются. Усилия, прилагаемые терапевтом в психотерапии, направлены не только на решение проблем и предложение нового поведения, но и на то, чтобы проникнуть в прошлый образ жизни клиента. Таким образом, терапевт сможет развить самопонимание клиента, что очень необходимо для изменения характера.

В двух словах, психотерапия во фрейдистской концепции означает усилия, прилагаемые терапевтом для изучения и анализа содержимого ид и внесения в него корректировок, чтобы оно соответствовало существующему миру реальности. Терапевт получает доступ к содержимому бессознательного во время свободного общения с клиентом, при интерпретации сновидений, а также когда клиент находится в состоянии гипноза.

Человеческая природа согласно радикальному бихевиоризму

Концепция человека радикальных бихевиористов основана на теории “tabula rasa”, которую популяризировал Джон Локк (1632-1704). По мнению бихевиористов, ребенок при рождении является чистым листом, ожидающим, что с течением времени он запишет свой опыт. Поэтому они придавали большое значение приобретению опыта. Для них человек подобен механическому объекту, которым можно управлять с помощью обусловливания. Согласно бихевиористам, таким как Иван Павлов (1849-1936), Дж. Б. Уотсон (1878-1958) и Б. Ф. Скиннер (1904-1990), окружающая среда играет жизненно важную роль в формировании поведения и личности человека. В своей теории “S-R” (стимул и реакция) бихевиористы заняли нейтральную позицию, заявив, что человек по своей природе не является ни хорошим, ни плохим. Ставя человека в нейтральную позицию, они считают, что человек становится хорошим, если его помещают в хорошую среду, и становится плохим, если его помещают в плохую среду. Занимая нейтральную позицию, они не верят в концепцию, согласно которой человек рождается с неким врожденным знанием. Более того, они также отвергают существование таких структур, как сознательное и бессознательное в человеческом разуме. С такими идеями можно понять, что психология, в которую они верят, является чисто научной, основанной на теории обучения, которая обращает внимание только на наблюдаемое поведение человека.

Психическое здоровье согласно радикальному бихевиоризму

Бихевиористская концепция психического здоровья объясняет способность человека развивать естественные склонности и привычки, которые помогают ему адаптироваться, взаимодействовать и ладить с другими людьми в обществе, а также объясняет, как человек решает вопросы, связанные с принятием решений. Привычки человека должны соответствовать принятой практике ближайшего окружения, в котором он живет. В таких условиях считается, что человек находится в хорошем состоянии психического здоровья. Напротив, если человек развивает или приобретает неправильные привычки, которые не приемлемы для общества, то он находится в плохом состоянии психического здоровья, при котором нарушается эмоциональность человека. Таким образом, критерий, определяющий благополучие человека и его психическое здоровье, является социальным и связан с окружающей средой.

Психотерапия в радикальном бихевиоризме

Психотерапия в рамках бихевиористской концепции – это попытка изменить определенные целевые формы поведения, а также патологические симптомы клиентов, а не попытка изменить некое невидимое или бессознательное внутреннее состояние психики человека, как это исповедуется психоанализом. В бихевиоризме термины «модификация» и «поведенческая терапия» являются синонимами, они описывают усилия, прилагаемые терапевтом, чтобы помочь клиентам изменить их патологическое поведение. Терапевт-бихевиорист выступает в роли учителя, руководителя, а также эксперта в диагностике дезадаптивного поведения и в назначении лечебных мер, которые помогут клиентам улучшить свое поведение. В психотерапии бихевиористы исходят из того, что клиенты во время терапии, с помощью данных техник и навыков самоизменения, способны улучшить свои патологические проблемы путем изменения одного или нескольких различных факторов, влияющих на их поведение. Основной принцип поведенческой терапии заключается в том, что клиенту предоставляется право решающего голоса при определении целей лечения. Клиента в терапии просят действовать, а не пассивно размышлять и глубоко анализировать свои проблемы.

Человеческая природа согласно гуманистической психологии

Гуманистическая психология, возникшая как “третья сила” из основных направлений западной психологии, считает, что человек обладает врожденной доброй природой. Основываясь на экзистенциальной и феноменологической философии, эта школа психологии делает акцент на сознательном опыте человека, а не уделяет слишком много внимания бессознательному, как это делал психоанализ. Гуманистические психологи также отвергли бихевиористскую школу психологии за ее механистический взгляд на то, как развиваются поведение и личность. Они не согласны с бихевиористской концепцией, которая утверждает, что все действия человека могут быть сведены к типу реакции “стимул – ответ”. По их мнению, у человека есть субъективное внутреннее измерение, которое влияет на его действия и мысли. Таким образом, у человека есть свобода выбора – реагировать или не реагировать на требования окружающей среды. Главные иконы гуманистической психологии, такие как Абрахам Маслоу (1908-1970) и Карл Роджерс (1902-1987), считали, что хорошие потенциальные возможности человека могут проявиться в полной мере только тогда, когда он пройдет процесс “полноценно функционирующей личности” (fully-functioning person) и “самоактуализации”. Они уделяли много внимания и делали сильный акцент на тех частях человеческой природы, которые присущи исключительно человеческому потенциалу, такими как рефлексия, рассуждение, суждение, самосознание, рациональность и творческое воображение. Более того, гуманистические психологи считают, что каждый человек обладает свободой выбора, склонность к получению удовольствия от межличностных отношений, может иметь собственное намерение и цель в жизни, а также способен пережить духовный опыт, иначе называемый “пиковым опытом”. Несмотря на то, что гуманистические психологи делали большой акцент на уникальных возможностях человека, они не преминули признать существование бессознательных и иррациональных мотивов как части человеческой природы. Но важнее бессознательных и иррациональных мотивов для них было сознательное планирование и рациональный выбор в поведении человека. Кроме того, гуманистические психологи считали и подчеркивали, что каждый человек уникален в силу своего обучения и личного опыта. По их мнению, уникальность личности должна привлечь внимание этого человека к тому, чтобы узнать, кто он такой, и выяснить, каким человеком он хочет быть. Только благодаря таким усилиям человек может полностью раскрыть свой потенциал как самоуправляемое (self-directing) человеческое существо.

Психическое здоровье согласно гуманистической психологии

Гуманистическая психология считает психологически здоровыми людьми тех, кто способен максимально актуализировать свой потенциал. По мнению Маслоу, психологически здоровые люди склонны принимать себя такими, какие они есть. Они более открыты для признания своих слабостей, даже если не прилагают усилий для их улучшения. Они также менее ограничены культурными нормами и обычаями и чувствуют себя свободными в выражении своих желаний. Другими словами, ими управляют не стандарты, навязанные и ожидаемые обществом, а их собственный характер. Кроме того, по мнению Маслоу, люди, которые дорожат хорошим психическим здоровьем, как правило, имеют относительно мало друзей, но при этом они наслаждаются очень глубокой и полезной дружбой со своими друзьями. К людям с хорошим психическим здоровьем он также относит людей творческих, согласно его собственному определению творчества. И последнее, но не менее важное: психологически здоровые люди считаются потенциально пригодными для переживания пикового опыта в своей жизни. Пиковый опыт, согласно Маслоу, – это приятное переживание, когда люди чувствуют себя свободными от тревог и ощущают единение с природой и человечеством.

Психотерапия в гуманистической психологии

Психотерапия в гуманистической психологии основана на клиент-центрированной терапии. Карл Роджерс, который популяризировал клиент-центрированную терапию, подчеркивал, что целью терапии является не только решение проблем клиента, но и помощь клиенту в процессе его развития, что позволит ему справиться со своими текущими и будущими проблемами. Кроме того, психотерапия в гуманистической психологии также предлагает людям открыть свое реальное “Я”. Конечная цель терапии – помочь людям, проходящим терапию, стать полноценно функционирующей личностью. Роджерс далее объяснил, что тип личности, который ожидается после прохождения психотерапии, – это люди, которые становятся чрезвычайно актуализированными благодаря открытости для веры в самих себя, внутреннему источникику оценки, а также готовностью продолжать расти. В гуманистической психологии терапевт устанавливает хорошие отношения со своими клиентами на личностном уровне, что создает столь необходимую свободу и смелость для того, чтобы клиенты могли рискнуть и исследовать те области своей жизни, которые до терапии оставались незамеченными или искаженными.

Кроме того, в процессе психотерапии терапевт должен очень внимательно слушать клиента и испытывать сопереживание и сочувствие (empathy and sympathy) к тому, что исходит из глубоких тайников сердца клиента. Кроме того, в процессе психотерапии терапевт не занимает никакой авторитетной позиции, чтобы направлять клиента в принятии каких-либо решений. Следовательно, цели в психотерапии – это то, что решает сам клиент, например, желаемое изменение поведения, обычно от плохого к хорошему и т.д. Психотерапия в гуманистическом контексте в большей степени направлена на исправление непосредственной ситуации клиента и на подготовку клиента к тому, как успешно справляться с проблемами в будущем. Этот подход диаметрально противоположен психоаналитическому подходу в психотерапии, который придает большое значение непосредственному и прошлому жизненному опыту, вплоть до детского опыта клиента. Кроме того, гуманистические психологи не используют в психотерапии методы, применяемые психоанализом, такие как гипноз, интерпретация сновидений и т.д., чтобы понять психологические проблемы, с которыми сталкивается клиент. Напротив, они получают доступ к информации, которую хотят узнать – от клиента, пытаясь помочь ему посредством вербальной коммуникации. Поэтому они верят и делают акцент на хороших навыках слушания со стороны терапевта. По их мнению, внимательное слушание клиента может привести терапевта к корню любой психологической проблемы, с которой сталкивается клиент.

схема

Схема человеческой природы согласно Корану, Сунне и исламской психологии

Человеческая природа согласно Корану, Сунне и исламской психологии

Среди всех творений на небесах и земле только человек наделен многими отличительными качествами. Вот некоторые из них: человек был создан в наилучшем облике (Коран, 95:1-4), наделен творческим интеллектом (Коран, 2:31-34), силой слова (Коран, 55:4) и свободой выбора (Коран, 76:3). Благодаря тому, что человек был наделен такими благородными качествами или по каким-то другим причинам, известным только Творцу, он был избран быть Его Халифой (наместником) на земле. Кроме того, человек был удостоен еще большей чести в своем статусе и положении, когда Аллах заставил все сотворенное на небесах и земле служить ему (Коран, 45:13; 17:70). Благодаря этим особым качествам Аллах Всевышний поставил человека на самый высокий пьедестал в иерархии творений. Исламская психология, основанная на религии Ислам, дала концепцию человеческой природы, которая диаметрально противоположна тому, что было задумано западными школами психологии. Она представила концепцию человеческой природы, которая является всеобъемлющей и всеохватывающей, описывая, что человек имеет физическое, социальное, психологическое и духовное измерения. Последнее измерение отсутствует почти во всех западных школах психологии. Исламская психология подчеркивает множество интересных фактов о человеке: он – лучшее творение Аллаха, рожденное с фитрой (первозданной природой). Он имеет двойственную природу: тело и дух, он – Халифа Аллаха (наместник Бога), он – получатель Амана (доверия), Мисака (завета) и т. д. С помощью этих понятий исламская психология разъясняет состояние человека до его рождения, его жизнь в этом мире, а также то, что происходит с ним после смерти.

Психическое здоровье согласно исламской психологии

Психическое здоровье в контексте исламской психологии не только описывает состояние человека, свободного от психопатологии, но и уделяет большое внимание многим положительным аспектам, с помощью которых можно поддерживать и улучшать психическое здоровье. По мнению Хасана Ланггулунга (1934-2008), психическое здоровье в Исламе описывает состояние психики человека, который чувствует себя удовлетворённым и спокойным, придерживаясь в жизни высоких нравственных норм Ислама. Он также считает, что исламский акцент на нравственных нормах, а так же избегании дурных привычек и унизительного поведения в жизни в некотором смысле объясняет тот факт, что следование нравственным нормам приведут человека к хорошему состоянию психического здоровья и, наоборот, дурные привычки и поведение приведут его к плохому состоянию психического здоровья. Причина, по которой Хасан считает нравственные нормы Ислама прочной основой, на которую опирается исламская концепция психического здоровья, заключается в том, что они поощряют и воспитывают человека к построению хороших отношений с Всемогущим Аллахом, со своим Я, природой и другими людьми в обществе. Можно надеяться, что человек, которому удастся наладить и поддерживать вышеупомянутые хорошие отношения, будет бережно хранить позитивное состояние психического здоровья по той причине, что большая часть психологических проблем человека, таких как стресс, беспокойство, конфликты, зависть, гнев и т.д., возникает тогда, когда либо одно, либо все отношения терпят крах.

Исламская психология также объясняет, что человек в своем стремлении достичь положительного психического здоровья должен пройти через процесс духовного очищения, известный как “тазкият ан-нафс”. В процессе духовного очищения многие духовные болезни человека излечиваются не физически с помощью лекарств и хирургии, а с помощью духовного лечения, такого как зикр (медитация и поминание Аллаха), тилява (чтение Корана), тауба (покаяние) и т.д. Ранние мусульманские ученые написали множество книг о том, как человек может поддерживать положительное психическое здоровье. В частности, аль-Газали (1058-1111), который был великим мыслителем, философом и суфием, со страстью писал о природе человека и о его духовном пути. В своем монументальном труде “Ихьяʾ ʿУлум аль-Дин” (“Возрождение религиозных наук”) он писал о путешествии человеческого нафса (человеческой души). В книге “Ихья” аль-Газали подробно рассматривает многие аспекты человеческой жизни, касающиеся физической и духовной чистоты, знаний, поклонения, отношений между человеком и Богом, отношений между человеком и человеком и т. д. В этой книге аль-Газали также объясняет, как можно очистить свою душу от низменных животных страстей через религиозные ритуалы и медитацию. Аль-Газали также предлагает пути и средства, с помощью которых человек может изменить свое поведение, чтобы стать более хорошим человеком, чтобы испытать духовный подъем, который дарует человеку благополучие в этой жизни и вечное счастье в загробной. Говоря о духовном измерении человека, аль-Газали подробно рассматривает природу человеческой души и ее психодуховное развитие на пути к совершенству. Его идеи о развитии личности человека в направлении Инсан Камиль или Инсан Салих (совершенный человек или праведник), помимо прочего, включают в себя поддержание положительного психического здоровья и духовную подготовку человека для предотвращения духовных болезней, которые задерживаются в душе человека.

В разделе “Китаб Риядат ан-Нафс” (“Духовное обучение”) аль-Газали рассказывает об “Амрад аль-Кулюб” (духовных болезнях сердца). В этой главе великий имам подробно останавливается на различных видах духовных болезней, которые поражают душу человека. Будучи суфием, аль-Газали не только осветил духовные болезни, с которыми сталкивается человек, но и предложил средства преодоления многих духовных и психологических проблем, с которыми сталкивается человек. Среди духовных болезней, перечисленных такими людьми, как аль-Газали, Сухраварди (1154-1191) и другими, следующие:

  1. Нифак (лицемерие)
  2. Гордыня и высокомерие
  3. Хава (страсть)
  4. Самовозвеличивание
  5. Жадность
  6. Небрежность
  7. Суетливость и легкомыслие
  8. Рия (показное поведение)

Дальнейшее чтение аль-Газали объясняет, что стабильность и гармония человеческой души является предпосылкой для того, чтобы человек мог наслаждаться хорошим психическим здоровьем и счастьем. По мнению аль-Газали, душа человека – это “царь тела”, а все остальные части тела выступают в роли слуг, которые выполняют его приказы. Когда душа следует по пути Божественной Воли, обогащается хорошими духовными качествами и проникается истинным знанием, все психологические установки и склонности человека будут благими и позитивными. Исламская психология, основанная на учениях Корана и Сунны, объясняет, что развитие личности и психическое здоровье человека тесно связаны с его духовным измерением. В Коране духовное измерение человека объясняется с помощью таких слов, как Рух (дух), Кальб (сердце), ‘Акль (интеллект) и Нафс (самость). Постоянное взаимодействие и борьба этих четырех сущностей в человеческой психике определяют тип личности и уровень психического здоровья человека. Исламская психология призывает сохранять баланс между требованиями, предъявляемыми четырьмя психическими сущностями. Исследование духовного измерения, разъясненного в Исламе, выявило тот факт, что среди четырех сущностей Кальб играет более важную роль и функцию по сравнению с другими. Слово “аль-Кальб” встречается в Коране сто сорок четыре раза. Упоминаемое в Коране сердце (аль-Кальб) не следует ошибочно понимать как грубый физический орган, находящийся в груди человека. Кальб, как объясняют мусульманские ученые, относится к тонкому духовному свету, который содержится в конусообразной структуре человеческого сердца. Физическое человеческое сердце можно рассматривать как точку взаимодействия между телом и Кальбом как духовной сущностью. Что касается роли и функции Кальба, Ансари (1992) сказал следующее:

«[Он] представляет собой способность или потенциал человеческой личности, который позволяет человеку знать и понимать реальность вещей, делать оценочные суждения и отделять правильное от неправильного. Функции кальба довольно часто описываются в Коране наряду с сенсорными способностями человека, что указывает на то, что то, что делает кальб, является расширением и превосходит функции того, что делается на более низком уровне органами чувств, такими как глаза и уши. Однако если функции кальба блокируются, то органы чувств теряют свою полезность».

Связь Кальба с органами чувств/чувственным восприятием можно объяснить так: эти органы действуют как окна или шлюзы, через которые трансцендентный Кальб получает информацию о физическом мире. Данные, полученные Кальбом, обрабатываются его внутренним озарением и раскрывают для него их взаимосвязь и смысл. Позже этот смысл ляжет в основу суждений и решений. Таким образом, Кальб выносит оценочное суждение и принимает решение, а мозг и нервная система функционируют как инструменты для его реализации. Роль Кальба как органа, принимающего оценочные решения в человеческой психике, делает его центром или средоточием личности, наряду с другими его функциями как средоточия интеллектуальных способностей, понимания, чувств и эмоций. При правильном функционировании Кальб может усиливать позитивные тенденции человеческой личности, что приводит к состоянию постоянной осознанности и самопонимания. Напротив, когда он становится подавленным постоянными убедительными требованиями нафса аммара (нафс, побуждающий к злу/злое “я”), он теряет надлежащие перцептивные и когнитивные функции. В результате этого у человека затуманивается осознание Бога и способность к знанию и здравому суждению.

Вследствие этого состояния человек теряет свое почетное положение лучшего творения, становясь по своей природе на уровень ниже животных. Это падение человека вызвано духовной слепотой Кальба, которая влияет на его органы чувств, эмоции, привязанности, познание и личность. Коран наглядно показывает состояние человека, чей Кальб побежден натиском нафса аммара («Мы сотворили много джиннов и людей, которые войдут в ад в Судный день. У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются еще более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами» Коран, 7:179). Дополнительная информация о жизненно важной и центральной роли Кальба в формировании здоровой личности, сильной интеллектуально и духовно, нравственной, социально и эмоционально благой, прямо упоминается в следующем хадисе, который дает понять, что все человеческие возможности и добродетели могут проявиться и реализоваться только тогда, когда Кальб человека находится в хорошем духовном состоянии:
«Поистине, есть в теле человека кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи испорченным, делает испорченным и всё тело. Поистине, этим кусочком является сердце» (Сахих Аль-Бухари 52, Сахих Муслим 1599).

Другим аспектом Калба (сердца), заслуживающим упоминания здесь, – это его значение в арабском языке, а также его природа и взаимосвязь с Рухом и Нафсом. В арабском языке существительное Qalb происходит от корня слова qalaba (глагол), что означает оборачиваться или вращаться. Его нефиксированное, нестабильное и подвижное состояние ставит его в условия, при которых оно будет иметь склонность или стремится следовать либо за Рухом, либо за Нафсом. В то время, когда Нафс Аммара становится доминирующей сущностью в человеческой психике, Кальб становится слабым и немощным, что заставляет его опускаться на самый низкий из низших уровней Нафса и присоединиться к Нафсу Аммара. На этой стадии божественный свет Кальба угасает, в результате чего он теряет способность к познанию. Напротив, когда Нафс Мутмаинна (душа, обретшая покой) становится доминирующей сущностью в человеческой психике, тогда Кальб будет двигаться к Руху. На этой стадии Кальб становится светящимся и наслаждается миром и спокойствием.

В отличие от западных школ психологии, исламская психология не только уделяет внимание проблеме психического здоровья, но и предлагает эффективные способы и средства, с помощью которых можно поддерживать и улучшать хорошее психическое здоровье. Согласно исламской психологии, одной из многих причин психических заболеваний человека является чувство разочарования и отчаяния, возникающее из-за зависти и ревности, присутствующих в психике человека. Воздействие этих негативных эмоций на человека вызывает в его психике тревогу и депрессию. Коран, который действует как лекарство и исцеление для человеческой души, советует человеку не сравнивать свое состояние и положение с другими людьми, которые находятся в лучшем положении, испытывая зависть и ревность. Самое идеальное для них – это посмотреть на тех, кому повезло меньше и кто находится в трудной жизненной ситуации. Поступая так, их сердца найдут удовлетворение в том, что дал им Бог (Коран, 4:32).

Помимо избегания зависти и ревности, Коран также призывает человека воспитывать в себе сабр (терпение) и шукр (чувство благодарности и довольства благословениями Аллаха). Обладая такими хорошими качествами, человек может ощутить мир и гармонию в своем внутреннем мире. Таким образом, акцент на сабр и шукр упоминается во многих местах Корана (Коран, 2:153; 14:7). Кроме того, в жизни человек обязательно сталкивается с испытаниями и бедами. В те моменты, когда он сталкивается с бедствиями, горем и полной беспомощностью, он должен сказать следующее, взывая к Всемогущему Аллаху: “Аллаху мы принадлежим, и к Нему наше возвращение” (Коран, 2:156).

Еще одна вещь, которая вызывает депрессию и многие другие психопатологические проблемы, – это концепция вины в жизни человека. В западной психологии, особенно в психоанализе, подавление чувства вины вызывает множество психологических проблем. Напротив, исламская психология вводит понятие тауба (покаяния), которое дает надежду на новую жизнь, свободную от греха, тревоги и депрессии. Концепция тауба, которая приносит надежду, мир и гармонию человеческому “я”, упоминается во многих частях Корана (Коран, 6:54; 3:13; 39:53).

В дополнение к вышесказанному, Коран также способен легко усмирить гнев или ярость человека, которые могут вызвать определенный дисбаланс в его психике, побуждая его быть терпеливым. Тем, кто способен сдерживать свой гнев и любит акты прощения и милосердия, Аллах обещает, что они будут любимы Им (Коран, 3:134). В целом концепцию психического здоровья с точки зрения исламской психологии можно хорошо понять и объяснить, обратившись к следующему стиху священного Корана: “Те, которые уверовали и сердца которых находят успокоение в поминании Аллаха. Поитине, в поминании Аллаха находят успокоение сердца” (Коран, 13:28). Поминая Аллаха, человек освобождается от стресса, тревоги, разочарования, душевных конфликтов и всех других форм психических расстройств. Он становится психологически и духовно сильным, что позволяет ему преодолевать все горечи и трудности в жизни, независимо от того, насколько велика и тяжела психологическая ноша, которую ему приходится нести.

Исламская концепция психического здоровья готовит человека к тому, чтобы противостоять всем трудным ситуациям и условиям, не сдаваясь перед оказываемым на него психологическим давлением. Среди прочего, трудные ситуации, с которыми приходится сталкиваться человеку, могут быть в виде невзгод, бедствий, разрушений и трагедий. Таким образом, исламская концепция психического здоровья обеспечивает человеку столь необходимые терпение, настойчивость и упорство в преодолении сложных периодов в его жизни. Эти внутренние качества, формирующие психологические, а также скрытые духовные силы, помогут человеку быть на верном пути, не будучи введенным в заблуждение Сатаной или другими мирскими силами. Наконец, исламская концепция психического здоровья также создает мир и гармонию внутри человека, что позволяет ему чувствовать себя удовлетворенным всем, что происходит в его жизни, не испытывая никакого бунтарства по отношению к Всемогущему Аллаху.

модель

Исламская модель души от Addallah Rothman и Adrian Coyle

Психотерапия согласно исламской психологии

То, как исламская психология рассматривает психотерапию, проводит ее и отстаивает, сильно отличается от разнообразных теорий психотерапии, концептуализированных и практикуемых западными школами психологии. По словам Малика Бадри, существующие западные теории психотерапии, отстаиваемые популярными школами, а именно психоанализом, бихевиоризмом и гуманистической психологией, основаны на принципах секуляризма и безоценочности (non-judgmental). Будучи секуляристами в своей концепции психотерапии, западные консультанты и психотерапевты не ориентированы на религию в своей работе и не предлагают и не вовлекают своих клиентов в какую-либо форму религиозно направленного обсуждения в поиске решения их проблем. Напротив, они более рационалистичны и применяют все современные научные средства и способы, чтобы избавить клиентов от их психологических проблем, таких как стресс, тревога, депрессия, конфликты, раздвоение личности и т. д.

Принцип безоценочности/непредвзятости, принятый в западных школах психологии, объясняет, что психотерапевты и консультанты не должны пытаться внушить своим клиентам свои убеждения и ценности. Таким образом, психотерапевты и консультанты должны считать себя учеными, применяющими “свободную от ценностей” науку, которая позволит им предсказывать, контролировать и изменять дезадаптированное человеческое поведение своих клиентов, не обуславливая его никакими философскими, этическими, духовными или религиозными взглядами при решении вопроса о том, что хорошо, а что плохо или является злом для клиентов. Другой очевидный аспект западного консультирования и психотерапии заключается в том, что консультанты и психотерапевты не дают своим клиентам идеальных ролевых моделей, которым можно следовать и подражать в поведении и в том, как они справляются с многочисленными проблемами в своей повседневной жизни.

В отличие от западной точки зрения на консультирование и психотерапию, исламская точка зрения представляет собой спектр интересных идей и концепций. Прежде всего, психотерапия, а также консультирование в рамках исламской психологии основаны на религии Ислам. Таким образом, учения Ислама формируют руководящие принципы в консультировании и психотерапии. Поскольку исламские принципы составляют краеугольный камень исламской психотерапии, то в исламской умме нет места для “свободной от ценностей” психотерапии, которая практикуется на Западе. Исламская психотерапия и консультирование “ценностно-ориентированы” по своей природе и направлены на помощь нуждающимся. Поэтому психотерапевты и консультанты всегда должны направлять своих клиентов ко всему хорошему и допустимому в религии Ислам. Малик Бадри, считающий терапию и консультирование формой да’вата, предупреждает, что мусульманские психотерапевты и консультанты, оказывающие помощь своим клиентам, должны знать, что:

«Все действия мусульманина тщательно классифицируются правоведами на фард – благие поступки и обязательные религиозные обязанности, мустахабат – благие поступки, которые не являются обязательными, халяль – поступки, которые не запрещены и обязательно вознаграждаются, макрух – поступки, которые не одобряются, и харам – запрещенные и явно дурные поступки».

Учитывая вышеизложенные руководящие принципы, мусульманские психотерапевты и консультанты ни в коем случае не применяют парадигму “нет зла и добра”, практикуемую западными школами психологии. Напротив, они должны использовать все возможности, чтобы практиковать аль-амр биль ма’руф ва аль-нахью ‘ан аль-мункар (побуждать людей к благу и удерживать их от всего дурного и злого). Такие усилия терапевта соответствуют тому, о чем говорится в Коран (Коран, 3:104,110; 5:2).

Помимо вышеприведенных стихов Корана, следующие хадисы Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, также подчеркивают необходимость предотвращение и искоренение зла:

«Тот, кто из вас увидит что-то порицаемое/отвратительное, должен изменить это с помощью своей руки; а если у него недостаточно сил, чтобы сделать это, тогда он должен сделать это своим языком; и если у него недостаточно сил, чтобы сделать это, (даже) тогда он должен (ненавидеть это) от всего сердца, и это наименьшее проявление веры».

Что касается вышеприведенного хадиса, то мусульманские психотерапевты и консультанты занимают вторую упомянутую позицию как люди, которые используют свои знания и хорошие манеры, давая добрые советы своим клиентам. Таким образом, добрые слова и хороший пример с их стороны обязательно окажут положительное влияние на сердца и умы их клиентов. Это воздействие может породить новые тенденции во внутреннем “я” клиентов к отказу от дурных, злых или запутанных мыслей, аморального поведения, установок и т.д. Еще один особый аспект исламской психотерапии и консультирования заключается в том, что они не являются исключительной прерогативой нескольких специализированных лиц. В частности, консультирование могут проводить родители, учителя, проповедники и все те, кто мудр и религиозно ориентирован в своем образе мышления. Консультирование как попытка помочь людям, столкнувшимся с проблемами, подчеркивается в священном Коране под обязательством аль-амр биль ма’руф ва аль-нахью ‘ан аль-мункар (побуждать других к праведности и удерживать их от злых и постыдных дел).

В дополнение к вышесказанному, одно заметное различие, существующее между западным и исламским взглядами на консультирование и психотерапию, заключается в том, что в исламской перспективе существуют ролевые модели, которым клиенты могут следовать и которым могут подражать при решении многих своих психологических проблем. Биографии Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствут), предыдущих пророков (мир им всем), сподвижников Пророка (да будет доволен ими Аллах), шейхов или духовных лидеров могут быть использованы в психотерапии как источник мотивации для клиентов в преодолении их проблем (см. Коран, 21:107; 68:4; а так же пророческий хадис: «я был послан только для того, чтобы довести до совершенства благой нрав»). Помимо этих великих личностей, сам психотерапевт должен быть ярким примером для своих клиентов, которые хотят изменить свой характер, отношение и поведение с плохого на хорошее. В частности, Малик Бадри уделяет большое внимание Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствут) как образцу для подражания для клиентов и всего человечества в следующих словах:

«Идеальная личность Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствут) и его духовно богатая жизнь как Посланника Бога, как родителя, как предводителя армии, как политика, как учителя и советника и как мужа является живым примером полученного им Святого Откровения. В нем конкретизированы все аспекты его благословенной жизни в болезни и здравии, в страданиях и наслаждениях, в Божественном созерцании или юморе. Все это эмоционально и когнитивно выгравировано в сердцах и душах мусульман, и в качестве пациентов или консультантов этот богатый психический и духовный резервуар может быть легко задействован для лечения, мотивации, искупления или изменения негативных привычек».

Наджати и Бадри считают, что священный Коран может быть эффективным средством, если его использовать в консультировании и психотерапии. Оба ученых придерживаются мнения, что Коран как небесная книга, в которой много говорится о психологическом и духовном благополучии человека как в этом мире, так и в будущем, может принести кардинальные изменения в жизнь клиентов, страдающих от депрессии, напряжения, тревоги, тяжелой утраты, смерти, конфликта, дилеммы и т.д. Их общее мнение или, скорее, убеждения основаны на утверждениях, упомянутых Аллахом в Коране (Коран, 17:82, 10:57).

Малик Бадри рассказывает много интересных случаев о том, как он решал психологические проблемы своих клиентов, читая им многочисленные отрывки из священного Корана, относящиеся к их проблемам. По его словам, многие из его клиентов были эмоционально тронуты и не могли сдерживать слёзы, слушая его чтение Корана. Индивидуальное чтение Корана людьми, которые сталкиваются с кризисом, конфликтами и затруднительным положением в своей жизни, может принести облегчение и успокоение в их сердца, когда они размышляют над смыслом прочитанных стихов. Кроме того, большинство мусульманских ученых признают, что чтение Корана не только считается ибадатом (поклонением), но и является своего рода общением, которое происходит между человеком и Всевышним Аллахом. Во многих стихах Корана говорится, что чтение Корана может служить лекарством для сердец. Истинно верующие, читая Коран, почувствуют мир и спокойствие в своих сердцах (Коран, 13:28). Используя Коран в психотерапии, терапевты стремятся исцелить чувства клиентов с помощью духовного динамизма, присутствующего в Коране. Священная книга Ислама, со своей стороны, обладает динамической силой пробуждать и приглашать тех, кто приближается к ней, к большей сознательности в жизни. Таким образом, люди, которые попадают под свет и руководство Корана, чувствуют, как будто они снова обновились/набрались силь (rejuvenated) в жизни.

В дополнение к вышесказанному, Коран как божественное руководство для человечества обещает прощение Аллаха тем, кто согрешил против своей души. Он призывает тех, кто его читает, размышлять о могущественных деяниях Аллаха во Вселенной, а также дает надежду и направление человеку для исправления и корректировки своих жизненных путей: от плохого к хорошему. Коран во многих местах обещает благоденствие в будущем для тех, кто добр, и напоминает о наказании для тех, кто плох и зол. Все эти и многие другие динамические учения Корана могут быть очень эффективным средством и исцелением для тех, кто проходит курс психотерапии.

Помимо чтения Корана, Наджати также считает, что полное подчинение клиентов Аллаху с сильной верой в Него также может быть одной из форм психотерапии. Сильная вера в Аллаха даст человеку ощущение, что он ближе к Аллаху, и у него не должно быть страха и беспокойства в любых жизненных ситуациях, поскольку все, что происходит в жизни, происходит по воле Аллаха (Коран, 2:112). Другие формы поклонения, такие как Салят (ритуальные молитвы), Сиям (пост), Закят (раздача милостыни) и Хадж (паломничество), в некотором смысле могут быть формой психотерапии для тех, кто сталкивается с психологическими проблемами в своей жизни. Совершая любой из этих видов поклонения, в душе человека воцаряются мир и гармония. В частности, салят и ду’а (мольба), совершаемые после молитвы, оказывают положительное влияние, вселяя надежду и уверенность в получении довольства Аллаха. Они также служат психологическим толчком, импульсом и источником жизненной силы для человека, чтобы он мог смело противостоять всем вызовам в своей жизни. Заверение Аллаха в том, что он поможет тем, кто обращается к нему за помощью, выражена во многих местах Корана (Коран, 2:112, 186; 40:60).

Выводы и заключение

Это исследование высветило тот факт, что все западные теории о природе человека, психическом здоровье и психотерапии, обсуждаемые в рамках данного исследования, основаны на материалистическом и секулярном/светском мировоззрении “здесь и сейчас”. По существу, эти западные теории не содержат никаких ссылок на религиозные взгляды, кроме как являюттся научными в своих исследованиях человека и его характера. Эта позиция Запада по маргинализации религиозных взглядов в угоду научности имеет свои корни в европейском движении Возрождения XIV века. Дух движения Ренессанса с самого зарождения и до сегодняшнего дня заключается в том, чтобы разделить религию и науку. Как таковой, он имеет дихотомический взгляд на вещи; разделение разума и тела, государства (политики) и религии, этого мира и будущего, образования и религии и т.д. Этот светский (secular) и дихотомический образ жизни зародился в западном обществе в результате угнетения, через которое оно прошло во время европейских «темных веков». Каждая из западных парадигм в психологии, рассматриваемых в данном исследовании, по-своему вносила некоторую информацию в понимание того, кто или что такое человек. Но они не дали исчерпывающего объяснения по всем вопросам, касающихся человека. Такие вопросы, как: откуда он пришел, какова его цель в жизни и куда он идет дальше, и т.д. Фрейдистский психоанализ в основном занимаетсся вопросами бессознательного, в то время как радикальный бихевиоризм верит в силу обусловленности, а гуманистическая психология – в свободу человека. Каждая парадигма имеет свою собственную теорию о человеке, о том, что такое психическое здоровье и как должна проводиться психотерапия.

В последнее время неспособность решить все вопросы, касающиеся человека, психического здоровья и психотерапии с помощью науки и научных исследований, заставила западную психологию отойти от своих чисто светских представлений о человеке и принять некоторые религиозные и философские идеи с Востока. Этот сдвиг и тенденция более очевидны в трансперсональной психологии. Запад осознал, что вопросы, связанные с психологией, психическим здоровьем и психотерапией, могут быть решены не только назначением психоделических препаратов. Поэтому психологи и терапевты рекомендуют медитацию и другие формы расслабления ума для преодоления проблем с психическим здоровьем.

В качестве контраста в данном исследовании также освещены некоторые идеи о человеке, психическом здоровье и психотерапии, которых придерживаются исламская психология и мусульманские психологи. Концепция человеческой природы, отстаиваемая исламской психологией, отличается от западной психологии и уникальна по той причине, что она предоставляет подробную информацию о человеке. Глубокое понимание ее концепции человека обнаруживает тот факт, что она обеспечивает всеохватывающее и всестороннее понимание человека, объясняя его происхождение до рождения, его жизнь в этом мире и, в конечном счете, возможности судьбы, которая ожидает его после телесной смерти. Исламская психология не только предлагает решение, как лечить психические заболевания, но и предлагает пути и средства, с помощью которых можно предотвратить психические заболевания. Как говорится, “профилактика лучше лечения”, и во многих отношениях исламские идеи предлагают взгляд на жизнь как на вызов, и как можно сдержать психические заболевания, прежде чем они смогут разрушить человеческие жизни.

Следствия и предложения

Исследователи убеждены, что долгосрочное назначение психоделических препаратов психологами и психиатрами для лечения психических заболеваний будет контрпродуктивным, поскольку такие препараты могут вызвать привыкание и зависимость у пациентов/клиентов. Хотя исламская психология пытается не только лечить, но и предотвращать психические заболевания, она не должна упускать из виду последние достижения в области психологии и психиатрии. Психиатры в мусульманском мире должны уделять должное внимание использованию современной медицины при лечении таких серьезных психологических проблем, как психоз, с которыми сталкиваются их мусульманские клиенты. Будет хорошей идеей интегрировать духовные идеи Корана и научный подход в решении проблем психического здоровья в мусульманском мире. Идеальная тенденция в исламской психологии – не отвергать все научные идеи и подходы западной психологии, а избирательно подходить к принятию, адаптации и ассимиляции полезных идей из западной психологии, не противореча существующим метафизическим рамкам (акыда) Ислама. Последнее, что можно сказать по поводу этого исследования, – это то, что западная и исламская психологии обладают своей собственной силой. Поэтому психологи обеих сторон должны признавать преимущества друг друга и по возможности объединять усилия для обеспечения наилучшего решения проблем психического здоровья клиентов.

Источник: Мохд Аббас Абдул Разак, PhD; Абдул Латиф Абдул Разак PhD; Абдулхамид Мохамед Али Зарум, PhD. Опубликовано в журнале «al-Burhān», Vol. 3 No. 2, 2019 

Понравилась статья? Сделайте, пожалуйста, репост

СТАТЬИ D-CITY

Читать статьи по теме

Легенда о таинственном Зелёном Человеке

119 Сознание и суфизм 23.01.2024 Время появления Зелёного Человечка в нашем растительном орнаменте и в этой стране, вместе с тем, что он не был известен ранее, а появился внезапно ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Теория сознания в суфийской психологии

146 Сознание и суфизм 07.01.2024 Голова, а точнее, мозговые анализаторы, ответственные за мышление и когнитивные способности, называются «султан». Всё, что ниже головы, носит название «народ». Таким образом, султан — это центр управления, но он взаимосвязан с народом. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Скачайте бесплатно мини-книгу по теме «Отношения» →

мини-книга

Эмоциональное выгорание

скачать

Все права защищены. Полная или частичная перепечатка либо иное использование опубликованных материалов без письменного разрешения администрации сайта не допускается.

mobile