3 условия внутренних изменений

397 Трибуна 18.01.2023

Тема статьи возникла как ответ на вопрос про один из аспектов тренировки в суфийской практике: о работе с энергетическими центрами духовного тела человека — латаиф. Тренировка латаиф — это часть работы над собой, а у любой работы должны быть объективные показатели. Вот об этом и ведём речь в статье.

* * *

Всегда есть 3 условия изменений — они же индикаторы идущих изменений:

  • внутреннее эмоциональное состояние;
  • изменения в поведении;
  • качественные изменения в жизни.

Работа с латаиф в суфийских практиках схожа с работой с чакрами в духовных практиках индуизма. Латаиф, как и чакры, — это психоэнергетические центры в духовном теле человека. И первые, и вторые призваны «очистить» природу человека от проявления собственных животных качеств и развить способность сознания больше присутствовать в качествах духовных. Где у человека становятся лучше способности к самоконтролю, и он больше устремляется к созидающим аспектам жизни, а не к разрушающим.

Как можно понять, что человек меняется в нужную сторону?

Честно говоря, когда кто-то заявляет, что чувствует, как у него пульсируют чакры или латаиф, ощущает, что в тех или иных областях что-то становится плотнее, горячее, что-то там шевелится… это всё хорошо, конечно. Но вместе с тем проявление таких психофизиологических эффектов может быть просто игрой ума, которому такое свойственно. Вот почему подобные ощущения прикольные, но ни разу не важные.

Более достойно внимания, когда человек в результате практики в какой-то момент становится эмоционально стабильным. Например, до практики эмоции были словно волны — катились то вверх, то вниз. Сегодня человек ощущает прилив сил и уверенности в себе, а завтра вновь пребывает в сомнениях и в унынии. Вот когда он в какой-то момент уходит от таких перепадов эмоций и приходит к стабильному ровному состоянию, можно говорить, что человек нащупал работу с техникой и получает от неё результаты.

Соответственно, эмоциональное изменение приводит к изменению и в поведении, где тоже возникает важная базовая стабильность. Пропадает импульсивность, появляются чётко сложенные паттерны. В какой-то мере человек становится понятным и надежным. Пропадают «детские» оправдательные мотивы в поведении и чётко проступает понимание ответственности за себя.

Здесь я хочу отметить некоторую разницу в подходе обучения разных школ. Использую для этой иллюстрации старую историю.

К Бахауддину Накшбанду, главе суфиев школы Накшбандийя, пришли представители другой суфийской школы. Предложили посмотреть на их метод развития. Накшбанд согласился, и те достали бубны, свирели, стали на них играть, а другие дервиши той школы начали танцевать. После того, как демонстрация завершилась, Накшбанд сказал:

— Мы это не отрицаем. Но также мы это не используем.

Это я вспомнил к тому, что есть направления, где эмоциональную природу человека стараются разбудить. Но часто бывает так, что природу разбудить разбудят, а заземление её не проводят. Тогда на выходе мы получаем человека с неуравновешенными эмоциями. Вместо того, чтобы дальше развивать адаптивное к жизни поведение, он и в обыкновенных её условиях жить становится не способен. Это говорит о том, что вместо развития человек получил психологическую травму. И такое не редкость. Дальше на контрасте он старается подчеркнуть свою необычность и неординарность, и всё это в лучшем случае выглядит просто смешно, а в худшем начинает прилично отталкивать от себя.

В общем, следующий результат развития можно видеть по адаптивности поведения человека. Он реже попадает в конфликты, меньше испытывает сложностей в жизни. Больше готов меняться сам, чем претенциозно нести себя в массы. У человека появляется поведенческий паттерн «ноу проблем», «надо так надо». Вместе с этим сильно возрастает уровень интуиции. Не в плане того, что просыпается чудесная способность угадывать скрытое грядущее, а в том, что можно назвать экологичностью поведения.

В психологии много уделяют внимания тому, что человек должен научиться любить себя. Но, право слово, что такое это «любить себя»? Каждый понимает по-своему, в меру своего образования и испорченности. На сегодня во многом я вижу такое понимание: «вести себя так, в том числе и с другими, чтобы хорошо было мне». Это, конечно, никакая не любовь, а эгоизм и требующий лечения нарциссизм.

С развитием интуиции дело обстоит иначе. Человек может ещё не догонять умом, не хватает ему опыта и информации, но начинает вести себя при этом экологично и жить так, как призывают практически все наставники. Жить духовно. То есть стремиться к созидательному поведению. В социальном плане подобное изменение становится заметно по тому, что человеку жить становится легче, а не сложнее. Фон враждебности мира снижается, а фон если не дружелюбия, то приятия усиливается.

* * *

Сам я, честно говоря, никогда не заморачивался над тем, как чувствую на теле те или иные особые зоны или энергетические траектории. Наставник мне говорил — я делал. Это, наверное, потому так, что я всегда рассматривал практики как инструмент для получения конкретной цели — в моём случае это было восстановление здоровья. На сегодня я ещё думаю, что у меня всегда был высокий уровень доверия. А может, и само доверие имело почву в текущей безнадежности: не хватало уже желания и сил выёживаться. В Практике одно из базовых правил для начинания — требование расстаться с собой прежним. Сам себе прежний я по тем временам и обстоятельствам уже порядком надоел, так что с расставанием у меня проблем не было никаких. Можно сказать, я вприпрыжку побежал от себя прежнего.

Я и книги свои писал в таком ключе: как убежать от себя прежнего и прибежать к себе желаемому. Бег этот, конечно, непрост. Бежать приходится по сложному рельефу местности с большими оврагами и высокими горами. В некоторых местах бег превращается в ползание на четвереньках по кругу. Но… ищущий — добежит!

* * *

Иллюстрацией к статье поставлю обложек моих книг. Некоторых в наличии уже нет, надо заниматься переизданием. Для каких-то книг это уже будет 3-е издание или 4-е даже. Хорошо бы, конечно, вообще основательно самому перечитать их да переработать. С другой стороны, книги уже живут своей жизнью, может, и не надо там ничего трогать.

Автор: Николай Третьяков, редакция ДС.

Понравилась статья? Сделайте, пожалуйста, репост

СТАТЬИ D-CITY

Читать статьи по теме

Принцип доминанты Ухтомского и психотехнология практики цигун

118 Трибуна 13.07.2024 В статье разбирается применение принципа доминанты Алексея Алексеевича Ухтомского для интерпретации психотехнологий китайского цигун ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Есть мнение относительно теории Дарвина

220 Трибуна 08.02.2024 Почему все эти эти мутации в долгосрочном потоке приводят к усложнению жизни, к появлению все более сложных и утонченных форм. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Все права защищены. Полная или частичная перепечатка либо иное использование опубликованных материалов без письменного разрешения администрации сайта не допускается.

mobile