Используя такой многогранный подход к разбору и раскрытию личности, сам человек совершает действительно мощный, качественный скачок в восприятии себя в мире. То есть повышает уровень своей адаптации и даже креативности многократно.
***
На протяжении нескольких столетий в рамках суфийский практики были открыты и разработаны методы, которые современным языком можно назвать психологическими. Направленны эти методы на развитие личности человека и раскрытие в нем уникальных способностей, заложенных в него Природой.
Данные методы и практики были выстроены в стройную систему тренировки, которая стала гораздо шире, чем просто способ ритуальной практики. На сегодня методики суфийской практики активно изучаются и применяются в самых разных сферах жизни. Применяют их в разных объемах достаточно широкие и разнообразные группы людей, желающих развить в себе те или иные способности, познать себя и практически применить открытое в обыденной жизни с целью сделать её более качественной и эффективной.
Суфийские упражнения усиливают активность мышления и развивают чувствительность человека.
Где такие способности могут пригодиться в обычных социальных проявлениях?
Пожалуй, это важно для любой сферы жизни: будь то деловые отношения или личная жизнь. Например, сейчас кризис. Разве неважно, как в этот период работает твое мышление, как качественно ты можешь настроиться на созидательную волну; а не на то, что диктуют твои страхи. Или в личных отношениях. Разве не прекрасно научиться чувствовать или еще лучше чувствовать своего партнера/партнершу. Особенно после длительного времени совместного проживания, когда взаимопонимание между людьми не улучшается, а, наоборот, разделяется мощной стеной противоречий
Суфийские упражнения усиливают человека, делают его способность взаимодействовать с собой и окружающим миром в несколько раз качественнее по сравнению с тем, что было до тренировок. Как следствие, налаживаются сферы жизни, в которых человек себя проявляет и которые ему интересны.
Предлагаем вашему вниманию несколько аспектов работы в суфийский психологии.
1. Одна из фундаментальных концепций терапии в суфийский психологии, имеющая место не только в суфизме, но и вообще в восточной философии – это концепция «ищущего на Пути (развития)»
Понимая нетерпеливость человеческой природы и то, что основная масса неудач как раз с нею и связана, мудрецы Древнего Востока предлагали человеку вступить на Путь или начать путешествие.
Человеческое сознание при всем его успехе мыслить логически все же больше откликается и воспринимает язык образного мышления. «Вот это мне понятно» – говорит человек, когда у него на слова возникает ясный образ из памяти или из воображения. Исходя из понимания этой особенности сознания, некоторые аспекты обучения идут через рассказ притчи. Человек представляет внутри себя «кино», и информация, которая должна быть лучше донесена до человека, легче попадает в нужную «коробочку» в голове.
Понятие «вступление на путь» даёт каждому свой, но понятный образ. Путь же ассоциируется с расстоянием, а для эмоциональной природы человека абсолютно ясно, что расстояние требует времени и усилий. Так в какой-то степени блокируется нетерпение, и у человека вырабатывается первоначально необходимое постоянство.
2. Следующим фактором, направленный ко всему прочему также против нетерпения, является обучение человека особым формам медитации
Медитация – неотъемлемая часть восточной психологии, хотя в настоящем все чаще становится атрибутом и психологической терапии в Европе. В суфийский психологии медитация делится на активную работу внутри себя и способы созерцания. Непосредственно в практике эти разделения переходят из одного качества в другое в зависимости от поставленной задачи.
3. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Эта поговорка достаточно понятно сообщает о важности окружения, в котором протекает твоя деятельность
Согласитесь, гораздо проще развить свое творчество в окружении личностей творческих и позитивно настроенных по отношению к тебе. Фактору окружения и фактору поведения в суфийский психологии предается большое значение. В каждой активной группе Школы есть определенные нормативы, несоблюдение которых влечет за собой исключение. Или участника самого «выдавливает» вдруг попавшая с ним в диссонанс энергия сообщества. Кстати, в этом нет никакой таинственности, ровно то же самое происходит в любой группе, ритмам которой по каким-то причинам человек перестал соответствовать.
4. На пути человек попадает во внутренний конфликт
Это естественно, ведь человек меняется, меняются его взгляды, меняются или трансформируются его желания. Многое, что раньше человек терпел и на что закрывал глаза, становится для него недопустимым. Например, бездарная трата времени своей жизни – одна из главнейших причин многих неудач человека.
Суфийские упражнения развивают чувствительность, чувствование себя и остроту проживания мгновения. Это вызывает в человеке более ответственное отношение к тому, что с ним происходит, точнее, к тому, что человек сам делает с собой и собственной жизнью. Безусловно, такие изменения поначалу легко могут вызвать внутренний кризис, назвать который можно встряской, пробуждением или очищением.
Атлант начинает расправлять плечи.
Попадание в такой конфликт для человека процесс поначалу необычный и требует наблюдения наставника или руководителя группы, в которой человек занимается. Для лучшего прохождения внутреннего конфликта существуют индивидуальные беседы с руководителем группы. Обычно такая беседа продолжается от 15 минут до 1 часа. Однако, может быть и чаще – в зависимости от оценки руководителем внутреннего состояния ищущего и происходящей в этот момент работы. Выбор идти на беседу или нет остается непосредственно за участником.
5. Групповые ритмические упражнения: Практика «зикр-и-джали» или «Славная внешняя медитация»
Наиболее благоприятный интервал такой работы составляет два или, по крайней мере, один раз в неделю. Практика выполняется, сидя на полу в кругу, соприкасаясь коленями, или сидя на стульях. В такой работе участники настраивают общее поле, через которое происходит взаимодействие с определенными целями участников. В разных направлениях задачи и смысл практики могу отличаться.
6. Творческое проявление
В собраниях участников декламируются стихи, прослушивается музыка, разыгрываются сценки, проводятся групповые упражнения. Все это имеет отношение к коллективной терапии, где участник за счет коллектива может обнаружить в себе те или иные аспекты личности, над которыми надо поработать.
7. Практика уединения или молчаливый зикр
Индивидуальная практика по работе над собой, для которой руководитель даёт определенную программу действий и упражнений. Подобные упражнения позволяют человеку аккумулировать необходимый запас энергии для достижения своих целей.
Вот небольшой набор работы в суфийский психологии, основной целью которой является помощь человеку в обретении независимости и свободы выбора через научение эффективно адаптироваться к окружающей среде и дальнейшее развитие своей личности.
Автор: Николай Третьяков