Суфизм есть традиция, то есть передача мудрости, божественной по своему происхождению. Суфийская практика – это непрерывное воссоздание связи с источником, который расположен вне пределов человеческого существования и времени.
Выполняя упражнения и задания практики, человек тем самым открывает в себе состояние соединения с тем, что невозможно измерить с помощью логически созданных приборов, но можно ощутить. И это есть ощущение Вечного и Постоянного Полюса, поверхностная область которого ощущается в области грудины человека, в области, которая зовется «ворота рая» и «вход в мир безграничных возможностей духа».
Не будучи философией, то есть чисто человеческой формой мышления, суфийская практика не представляет собой однородного, монолитного развития, где ум кирпичик за кирпичиком выкладывает гладкую и ровную постройку здания. Как и Природа, которая включает в себя человеческий ум, но превосходит его, суфийская практика содержит множество точек соприкосновения с человеческим восприятием и соединением с ним. Из-за этого, неизбежно, по отношению к суфийской практике существует множество точек зрения, которые иногда могут быть взаимно несовместимыми, если учитывать только их логическую форму и не обращать внимания на универсальную истину, к которой все они имеют отношение. Возможно, по этой причине один наставник не согласен с концептуальным утверждением другого, чей авторитет он, тем не менее, признаёт.
Так, например, есть несколько подходов в изучении суфийской практики, которые потенциально могут иметь противоречия между собой, но тем не менее, в корне, из которого они исходят, их суть одинакова.
Суть есть в расширении и познании того, что находится за ситуативными ограничениями человеческих возможностей в условном «здесь и сейчас».
В каждой точке своей жизни человек воспринимает себя определенным образом, и в этой же точке бытия всегда есть возможность выйти за рамки своих ограничений и воспринять нечто большее. Расширение этой пограничности и осознание того, что находится за ней и есть задача созданных техник суфийской практики. Собственно, стереть и саму пограничность, разделение в ощущениях отдельности своего «я» от общего поля пространства – цель, которую преследует суфийская практика. В разделении человек обречен на чувство одиночества, ограниченности сил и напряжения усилий в противостоянии. В слиянии человек познает безграничность проходящей через него энергии, в достигаемой общности исчезают конфликт между сознанием и миром.
Суфийская практика включает в себя несколько ветвей, где можно выделить две основных области: сфера Универсальных Истин (ал-Хака’ик) и сфера человеческого и индивидуального этапов пути (ад-дака’ик). Иными словами, это – метафизика и «наука о душе». Излишне говорить о том, что данные сферы не разделены на водонепроницаемые отсеки. Метафизика охватывает всё, но в суфизме она всегда предвидится в связи с духовной реализацией. Космология вытекает из метафизики, в то же время она затрагивает макрокосм и микрокосм, поэтому существует психология космического размаха так же, как и космология, созданная в соответствии с внутренним складом человека.
Чтобы изложить это вполне понятно, следует постоянно подчёркивать данную связь. Кроме двух уже упомянутых сфер – ал-Хака’к и ад-дака’к – можно выделить три основных области практики: метафизику, космологию и духовную психологию. Это разграничение адекватно триаде: «Бог, мир (или макрокосм) и душа (или микрокосм).
Изучая практику и получая в ней свой индивидуальный опыт, человек открывает для себя сферы и возможности, недоступные в обычном восприятии и понимании сознания.
На основе суфийских источников