История возникновения суфийской практики

3324 О суфизме 27.10.2015

Для начала давайте сделаем небольшую ретроспективу о самом суфизме. Чтобы лучше понимать, что это за система мировоззрения. Я намеренно не употребляю слово «философия», а говорю «система мировоззрения». Конечно, суфизм это и философия, и психология, и ритуальная практика, но все-таки он шире озвученных рамок. Гораздо шире любой другой системы взглядов, в которые его хотят втиснуть по самым разным причинам. Одна из них заключается в том, что ну вот надо как-то его просто классифицировать и чему то уподобить. Но, когда находится группа людей говорящая, что суфизм «это вот это», тут же находится другая группа, которая опровергает сделанное утверждение.

Пожалуй, на сегодня точно можно сказать одно: суфизм вне рамок, и его положения, взаимоотношения с людьми, миром, декларируемые его мастерами в разных уголках мира, для многих стали настоящим стилем жизни, в котором преобладают оптимизм, позитивные отношения между людьми и, конечно, практика познания себя и мира через собственное развитие. Суфизм – это опыт внутренних состояний, которые человек пропускает через себя.

Теперь небольшой исторический экскурс.

В средневековье пиком цивилизации были страны Ближнего и Среднего Востока. Расцвет цивилизации всегда связан с расцветом мысли человеческой, а самой мысли свойственно задавать вопрос: «Кто я? Откуда и зачем я?». Там, где цивилизация еще не перезрела и не подавилась роскошью, дух является царем материи, и людям свойственна жажда саморазвития. Вообще, можно сказать, саморазвитие и постижение тайн духа свойство развитых, здоровых психологически людей и общества в целом.

История дело тонкое, часто инструмент политики, поэтому сказать точно из дня сегодняшнего, как все развивалось, пожалуй, уже невозможно. Сами суфии описанием «как это было» не увлекаются, их привлекает практический аспект знания. Правда, в суфийских школах тщательно хранится ветвь передачи знания от наставника к ученику.

Общие положения о суфизме на сегодняшний день, как я сказал выше, противоречиво. Кто-то из изучающих суфизм говорит, что он образован на фундаменте Ислама, и его деятельность определяется Священным Кораном и Шариатом. Другая группа ученых утверждает, что основы суфизма сложены из древних индийских знаний. Следующая группа видит в нем доктрины христианства, неоплатонизма, зороастризма и манихейства. Ну и как итог есть те, кто сообщает, что суфизм, как течение, впитывает в себя все полезное и постоянно находится в процессе трансформации. Автор книги «Исламская цивилизация и великие открытия» А. Зарринкуб обобщает:

«Вся правда в том, что суфизм – это единая система, включающая в себя многие направления и имеющая единый взгляд. Именно поэтому объяснить его (суфизма) происхождение и сущность просто невозможно».

Как происхождение суфизма, так и его основная цель тоже предмет обсуждений между учеными и религиозными деятелями. Это не говоря уже о правильности методов, в которых должно проходить обучение и развитие в суфизме. Такое положение сложилось из-за сложности изучения философии суфизма как единой цельной системы, которой попросту нет. Мастер-суфий, исходя из текущего пребывания и задачи, разрабатывает методы, которые лучше воспримут и дадут результат в согласии с ментальностью, культурным наследием и даже географическим местом проживания людей, для которых эти методы предназначены. «Время, место, люди» – суфийский принцип.

Суфизм мало поддается изучению извне. Изнутри практикующие заняты не изучением суфизма как исторического явления, а собой и индивидуальными задачами, решения которых жаждут с помощью наработок, собранных в нем. Направления в суфизме развивались как часть культуры общества, так и в противопоставлении себя культуре общества. Общее есть всегда одно – познание через собственное переживание. Все остальные условия выбираются для вызова остроты восприимчивости сознания постигающих.

Слово современному Мастеру, наставнику Школы Мевлеви Джелладину Лорасу:

«В розовом саду есть двенадцать разных кустов роз. Вместе они дают разнообразие и неповторимый аромат. Но не всегда кусты роз стоит смешивать между собой. Человек, идущий путем суфия, может придерживаться любых взглядов и положений, главное – чтобы сам человек был хорошим»…

Думаю, в общих чертах я хоть немного сумел объяснить, что такое суфизм, а может, наоборот, внёс ещё больше противоречий в чьё-то мировоззрение.

Суфии – практики, они активно действуют в настоящем. Возможно, по этой причине они не очень любят говорить о суфизме как об историческом явлении, предпочитая прошлому настоящее.

В завершении главы суфийская притча:

«Однажды один человек в суфийской одежде шел по дороге. Встретив на пути собаку, он сильно ударил её посохом. Пес, завизжав от боли, побежал к великому мудрецу Абу Саиду. Кинувшись к нему в ноги и выставив пораненную лапу вперед, он все рассказал и попросил быть судьей между ним и тем суфием, который обошелся с ним столь жестоко.

Мудрец призвал к себе обоих. Он сказал суфию:

– О, безголовый! Как посмел ты так поступить с бессловесной тварью?! Посмотри, что ты натворил!

– Я тут не причем, – возразил суфий, – во всем виновата собака. Ударил я её не из простой прихоти, а потому, что она запачкала мою одежду.

Но пес все же считал себя несправедливо обиженным, и тогда несравненный мудрец сказал ему:

– Чтобы тебе не хранить обиду до Великого Суда, позволь мне дать тебе компенсацию за твои страдания.

Собака ответила:

– О мудрый и великий! Когда я увидела этого человека в одежде суфия, я подумала, что он не причинит мне вреда. Если бы я увидела, что он в обычной одежде, я, разумеется, постаралась бы его обойти. Единственная моя вина в том, что я предположила, будто внешние атрибуты служителя истины – гарантия безопасности. Если ты желаешь его наказать, отбери у него одеяние избранных, лиши его права носить костюм человека праведности…

Собака сама находилась на определенной ступени Пути. Было бы ошибкой думать, что человек должен быть лучше её».

Из новой книги Николая Третьякова “Путь к Свободе. Суфийская энергетическая практика.

Понравилась статья? Сделайте, пожалуйста, репост

СТАТЬИ D-CITY

Читать статьи по теме

Суфизм и исламская психология

154 О суфизме 19.09.2023 На стадии безмятежного нафса личность преодолевает нескончаемые потребности своего «я» в известности и удовлетворенности. Как результат, суфии становятся довольны всем тем, что у них есть в этом мире. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Звук, цвет, слово как проявление музыкально- эстетического в суфизме

444 О суфизме 10.03.2023 Духовное наследие философа-суфия ценно не только тем, что в нем происходит беспрецедентное раскрытие эзотерического знания ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Скачайте бесплатно мини-книгу по теме «Отношения» →

мини-книга

Эмоциональное выгорание

скачать

Все права защищены. Полная или частичная перепечатка либо иное использование опубликованных материалов без письменного разрешения администрации сайта не допускается.

mobile