Суфийская практика развивает в человеке углубление понимания, проницательности, развивает способность из разрозненных событий, происходящих с человеком, на первый взгляд не связанных никак друг с другом, видеть целое. Суфийская практика развивает понимание связи «причина – следствие» и увеличивает для человека количество планов, на которых он может на события влиять.
Есть суфийское изречение: «Для получения и понимания высших знаний крайне необходимы и высшие способности. Тот, кто не умеет нырять и плавать, не в состоянии увидеть дна озера».
Суфии знают, что уникальное творение Всевышнего – человек – представляет собой единство трех составляющих:
- материального тела
- тонкоматериальной сущности «нафс»,
- фундаментальной субстанции человеческого бытия – души.
Нафс называется еще животной душой, а в западноевропейском прочтении носит название «биополе». Он обрамляет тело человека и имеет яйцевидную, суженную к ногам, форму. Нафс состоит из семи энергослоев – «тел», каждый из которых имеет сложнейшее строение, собственную энергоструктуру , цвет, частотный диапазон вибрации, поляризацию и др.
Шесть из них связаны с материальным телом энергоинформационными каналами, а местом их соединения являются электромагнитные центры «латаиф», через которые человек получает доступ к нафсу с целью воздействия на него для:
- оздоровления,
- развития восприимчивости,
- развития скрытых способностей, например, интуиции и предвидения,
- обогащение нафса более тонким видом энергией для изменения «состава».
Такая работа происходит в биноме «наставник–ученик», где наставник, благодаря своему знанию и развитой чувствительности, проводит ученика путем «внутреннего путешествия».
Быть суфием означает быть таким, каким ты был до того, как появился в этом мире.
— сказал по этому поводу суфий Абу–Бакрас–Шибли
Приходя в этот мир, воспитываясь в нем, человек по мере взросления забывает свое истинное «я». Условия реализации подменяются удовлетворением потребностей, продиктованных окружающей человека действительностью. Из-за этого человек теряет связь с глубинной природой, что приводит к разным психологическим нарушениям и, как следствие, неудовлетворению собой и происходящим с ним.
С точки зрения суфийской психологии человек сильно подчинен сложившимся достаточно случайно эмоциональным потернам или субличностям, которые начинают самостоятельно доминировать и управлять. В результате этого вера человека в себя и понимание реальности становятся для человека малодоступными, что приводит к усилению чувства разочарования.
Суфии говорят, что прежде всего надо излечить мыслительные процессы, а сложившиеся субличности пересмотреть и переподчинить воле человека. Тогда страсти, разрывающие человека в разные стороны, трансформируются в энергию с нравственным началом. И только тогда, когда мысли человека станут здоровыми, он будет способен приблизиться к пониманию своего истинного «я» и объективности реальности, будет способен делать здравые оценки происходящего, исходя из условий созидательного развития. Такая работа носит название «внутреннего путешествия» или «духовный путь развития».