Наши слушатели пишут.
«Век живи – век учись». Это всем известное выражение я вспомнил, когда совсем недавно узнал об удивительной технике дыхания. Удивительной для меня еще и потому, что за 15 лет практики и изучения йоги и других дисциплин я ничего о ней не слышал или во всяком случае не запомнил.
За 5 лет обучения в школе суфийских практик Николая Третьякова по программе «7 ключей суфийской практики» прислушиваться к собственному состоянию, дыханию и телу стало для меня не частью обучения, а частью жизни. Поэтому, когда я узнал о технике реверсионного дыхания, у меня уже было все для того, чтобы ее воспринять и осознать должным образом.
Техника очень проста: мысленно выдыхать во время физического вдоха и мысленно вдыхать во время физического выдоха. Иначе это звучит так: «принесение выдыхаемого воздуха в жертву вдыхаемому и наоборот». Эта практика дана в четвертой главе Бхагавадгиты.
Помню, мне объясняли технику по телефону, и я уже в процессе разговора стал пробовать дышать подобным образом. Изменения в себе почувствовал сразу: будто бы сбросились некие настройки во мне, и система запросила новые. Уже ночью, в темноте и лотосе, я прочувствовал ее благотворное, убирающее напряженность ума воздействие. Описывая сам для себя эти новые ощущения, я вспомнил физику, опишу своими словами: если тело изменит вибрации той плотности, в которой находится, оно сможет проходить сквозь стены.
Так вот, практикуя реверсионное дыхание, я ощутил, как вибрации моего ума меняются. Он начинает проходить сквозь собою же воздвигнутые стены. Еще я вспомнил, что уже ощущал нечто подобное. Это происходило в практике зикра, когда я выполнял ночное упражнение Тахаджуд. Когда вдох и выдох совершаются в одну и ту же точку латаиф, то при вдохе и при выдохе свет из этой точки увеличивается. Изнутри это ощущается, как будто во время физического выдоха мысленно делаешь вдох света в ту область тела, где располагается проекция этой точки.
Ночью мышцы мыслительных процессов, работающих днем, расслабляются и отпускают сознание. Тогда оно соединяется с подсознанием, наполняется из него живительными силами. Так как у каждого человека есть свой «идеальный» ритм дыхания, реверсионная дыхательная техника, выполняемая с практикой зикра, позволяет каждому стать «дышащим идеалом». Я даже дал название этому – ментальная пранаяма.
Возможно, эти практики (реверсионное дыхание и дыхание в точках латаиф) – части одной цельной техники, утерянной ранее. В Бхагаватгите практикующие реверсионное дыхание, называются высшими йогами. «Есть еще те, кто вдыхает [мысленно] в выдох и выдыхает [мысленно] во вдох. Этими приемами йоги пользуются для того, чтобы обуздать чувства и осознать свою духовную природу. Практика пранаямы дает возможность управлять воздушными потоками в теле, меняя направление их движения».
Мы отождествляемся с физическим телом тогда, когда полностью забываем о своем дыхании, оставляя его одного «играть со спичками». Для сознания это опасная игра с огнем: физическое тело со своими привычками и желаниями может поглотить, словно пламя, потребности высших тел человека. Техника ментальной проекции выдоха во время физического вдоха и затем метального вдоха во время физического выдоха помогает погасить пожар физического тела и спасти духовную составляющую человека.