Пограничная психиатрия

56 Эффективная психотерапия 17.10.2024

В нашей стране обязана своим развитием в значительной степени П. Б. Ганнушкину. Пограничная психиатрия изучает расстройства личности и реакции личности на трудности в межперсональных отношениях и социальных конфликтах. В МКБ-10 такие пациенты представлены в рубрике «Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых». А также в рубрике «Психопатии» и «Неврозы».

– – –

Параноическая психопатия

Основное проявление — концентрация всех явлений вокруг собственной личности и собственных установок. Эти люди обычно высокого мнения о себе, своих умственных способностях. Они постоянно «выясняют отношения», в процессе чего вступают в тяжелые конфликты с окружающими (их еще называют «преследуемые преследователи»). Такие люди становятся сутягами (постоянными жалобщиками), патологическими ревнивцами, непризнанными «изобретателями» и др. 

Примером параноика может служить образ Родиона Раскольникова из «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского. 

Шизоидная психопатия

С предыдущей группой этих людей объединяют особенности мышления — резонерство. Вообще же эти люди замкнутые, «не от мира сего». Это чудаки, обращающие на себя внимание неадекватными манерами, устаревшими или совершенно не соответствующими ситуации. Психика таких людей весьма необычна. Они отгорожены от окружающего, не затрудняют себя анализом конкретной ситуации, живут в своем мире, о котором даже у самых близких людей может быть самое отдаленное представление. 

Страдающие шизоидной психопатией люди обычно весьма равнодушны к невзгодам и заботам окружающих, они никогда не сочувствуют, а если и делают это, то только «для вида», формально. В то же время они крайне чувствительны к мелким обидам и даже незначительным попыткам ущемить их интересы. Такая черта характера называется «дерево и стекло»: черствость и равнодушие сочетаются с хрупкостью и ранимостью. Примером «симпатичного шизоида» является литературный герой Сервантеса Дон-Кихот.

Эмоционально тупые личности (антисоциальные психопаты)

Главной чертой этих людей является «моральный дефект». Для них не существует общественных норм и правил поведения. Им чуждо чувство сострадания и жалости. В детстве они мучают животных, издеваются над родителями. Становясь взрослее, воруют, бродяжничают, а в дальнейшем могут превратиться в грабителей и насильников. Это люди ленивые. Не имея склонности ни к какому общественно полезному труду, они жульничают, фальсифицируют факты. У них легко формируется пристрастие к алкоголю и наркотикам, а затем и зависимость от них. Эти субъекты, постоянно вступая в конфликт с моральными нормами и законом, действительно заставляют страдать окружающих и общество в целом. 

Важно сказать, что с такими людьми часто приходится иметь дело судебным психиатрам, и врачам подчас трудно решить вопрос, имеют ли они дело с психопатией или такое поведение — результат трудно распознаваемого эндогенного процесса (шизофрении).

Неустойчивые психопатии (эмоционально-неустойчивое расстройство личности)

По Ганнушкину, это тип людей поверхностных, слабохарактерных, легко поддающихся постороннему влиянию, принимающих все «правила игры», существующих в их среде. Такие люди под влиянием «традиций» и при наличии любых житейский неурядиц легко спиваются. Вместе с этим, у людей этого типа отмечаются своеобразные изменения в аффективной сфере. Они легко дают эмоциональные вспышки, даже при незначительных конфликтных ситуациях. Эти вспышки непродолжительны и могут сменяться состоянием апатии или пониженного настроения, которые также непродолжительны.

Литературным примером возбудимого психопата может служить Дмитрий Карамазов из «Братьев Карамазовых» Достоевского.

Истерическая психопатия (истерическое расстройство личности) 

Эту категорию людей называют ещё «демонстративными личностями». Основными чертами пациентов с истерической психопатией являются стремление постоянно быть на виду (выспренность, театральность, нарочитость) и, как говорит П. Б. Ганнушкин, «отсутствие объективной правды, по отношению как к другим, так и самому себе (искажение реальных соотношений)». Ещё одна особенность истерического характера — крайний эгоцентризм. Стремление постоянно находиться в центре внимания вынуждает этих субъектов постоянно играть какую-нибудь роль: яркого талантливого человека, непризнанного гения, выдающегося специалиста и т. д. Это при том, что знания у них весьма поверхностны; их характерологические особенности не дают им возможности «погрузиться в проблему», глубоко изучить тот или иной вопрос. Здесь мы видим также черты нарциссической личности, основным свойством которой является самолюбование, кроме того — высокомерие, амбициозность. 

Нарциссизм — один из вариантов истерической психопатии. Все отрицательные качества таких людей были ярко представлены в характере императора Нерона. Историк Светоний перечисляет их: наглость, похоть, распущенность, скупость, жестокость. Известно, что, всю жизнь «играя» в свои кровавые игры и, наконец, будучи вынужденным покончить с собой, перед смертью Нерон восклицал: «Какой великий артист погибает!» и читал стихи Гомера. С другой стороны, многим артистам присущи черты этого типа личности. Таким образом, данный вариант психопатии, как, впрочем, и другие её варианты, обладает и привлекательными, и отталкивающими свойствами, все зависит от их сочетания. 

Психастеническая психопатия

А) Тревожно-мнительный вариант (уклоняющееся расстройство личности, по МКБ-10). Люди с таким болезненным характером в первую очередь страдают от него сами, а не заставляют страдать других. Тревожная мнительность — это постоянные сомнения в своих поступках, отношениях, мыслях, опасения за свое здоровье и здоровье близких. Эти люди ни в чем не уверены: прежде чем что-то предпринять, они мучительно обдумывают предстоящее, а совершив определенный поступок, продолжают сомневаться, правильно ли они сделали. Стеснительные, робкие, «неуютно» себя чувствующие в любой непривычной обстановке они, по формулировке МКБ-10, «уклоняются от социальной или профессиональной деятельности, связанной со значимыми межличностными контактами из-за страха критицизма, неодобрения или отвержения». 

Б) Ананкрастический вариант (ананкастное (обсессивно-компульсивное) расстройство личности, по МКБ-10). Про этих людей нельзя сказать, что они страдают только сами. Это люди, неуверенные в себе, но неуверенные также и в окружающих. Для того чтобы уменьшить свои сомнения, они множество раз перепроверяют свои действия и действия других, вырабатывают специальные «ритуалы», чтобы успокоить себя. Например, уходя из дома, трижды обходят вокруг стола, смотрятся в зеркало и так далее, чтобы потом все было хорошо. Это тщательные, добросовестные исполнители. Они не только сами скрупулезно выполняют свои обязанности, но и требуют этого от других, подчас превращаясь в тиранов на службе и в семье. 

Литературный пример человека такого характера — чеховский Беликов из «Человека в футляре», учитель греческого языка. Это был человек, всего опасавшийся, боявшийся, «как бы чего не вышло»: как бы не дошло до начальства, как бы его не зарезал Афанасий (повар Беликова, как бы не забрались воры, как бы не простудиться, не заболеть и др. Он жил в плену своих страхов и опасений, создав для себя своеобразный футляр в буквальном смысле слова: фуражка, зонтик, пальто с поднятым воротником, галоши — в любую погоду. А для искоренения «вольнодумства» — донос. Так и «держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет», мучаясь сам и мучая других. 

*Обсессии — навязчивые мысли, образы или побуждения, которые бесконтрольно, против воли человека, вторгаются в сознание. Попытки избавиться от этих мыслей приводят к вспышкам тревоги и приносят сильный дискомфорт. Человек переживает постоянные страхи и дурные мысли.

*Компульсии — симптом, представляющий собой периодически возникающее навязчивое поведение, ритуалы или ментальные акты. Действия, которые, как человек чувствует, он вынужден выполнять.

Астеническая психопатия (зависимое расстройство личности, по МКБ-10) 

Основными чертами этих людей являются эмоциональная неустойчивость, истощаемость психических процессов. Они на любую трудность реагируют пониженным настроением с окраской недовольства, раздражения («раздражительная слабость»). Эти состояния быстро переходят в неврастенические реакции: слабость, бессонница, недомогание, головную боль, неприятные ощущения в сердце и другие симптомы, входящие в «набор» вегето-сосудистой дистонии. Это люди нерешительные, подчиняемые. В своих поступках они ориентируются на других, ждут, чтобы их проблемами занимались другие. Утрата «опекуна», лидера для них оборачивается катастрофой. Низкая самооценка провоцирует у этих лиц стеснительность, напряжение, страх в порой даже безобидных ситуациях. 

Литературным типажом такого характера является Соня Мармеладова из «Преступления и наказания» Достоевского: 

«Соня села, чуть ли не дрожа от страху, и робко взглянула на обеих дам. Видно, что она и сама не понимала, как она могла сесть с ними рядом. Сообразив это, она до того испугалась, что вдруг опять встала и в совершенном смущении обратилась к Раскольникову».

Соня Мармеладова, измученная обстоятельствами, так болезненно реагирует на присутствие матери и сестры Раскольникова, которым она ничем не обязана

Время ещё раз сказать, что психопатии — это болезненные особенности характера, сопровождающие человека с начала формирования его личности в течение всей жизни. Таким образом, замечая у себя подобные описанным акцентуации характера, необходимо это учитывать при выборе той или иной жизненной модели поведения и стратегии. Стараться избегать или во всяком случае понимать и держать под контролем ситуации, где болезненная черта характера может проявиться и создать декомпенсацию психопатии — это, например, нарастание дисгармонии психики, неадекватность поведения, снижение интеллектуальной продуктивности и работоспособности, нарушение критики и социальной адаптации, которая может потребовать соответствующего вмешательства, в том числе психиатрического. 

Вместе с этим, собственной осознанной тренировкой состояний, работой над ними каждый человек без серьёзных психических расстройств способен вносить коррективы в своё сознание и поведение. Тем самым он может и влиять на собственные болезненные акцентуации характера, соответственно, снимая уже их влияние на ментальное и психоэмоциональное состояние. Говоря языком суфийской психологии, тренируя себя, каждый человек способен выйти из под влияния собственного командующего Я

ПРИТЧА В ЗАКЛЮЧЕНИИ ТЕМЫ

В суфизме для наглядности примеров одним из инструментов используют притчи. Одна такая притча прекрасно завершит цикл постов о психопатиях характера. 

Притча «Определение состава»

Великий наставник суфиев Бахауддин Накшбанд однажды оказался в одном городе, и вот по какой причине. 

Уважаемые жители города, прослышав, что он проезжает мимо по большой дороге, вышли ему навстречу и обратились с просьбой почтить их город своим присутствием.

— Вы хотите утолить своё любопытство на мой счёт, угостить меня и оказать почести или попросить о передаче учения? — спросил он.

Посовещавшись, старейшина ответил:

— Мы много слышали о вас, вы же, может статься, ничего не слышали о нас. Поскольку нам предоставляется редкий случай услышать учение, из числа предложенных вами возможностей мы с благодарностью избираем эту.

Бахауддин вошёл в город. Все жители собрались на городской площади.

Местные духовные наставники проводили Бахауддина на почётное место, и когда он уселся, мудрейший из ученых мужей города обратился к нему со следующими словами:

— О дух истины и великий наставник! Все мы о тебе наслышаны, ибо разве вся земля не полнится слухами о тебе? Вероятно, ты далёк от забот столь ничтожных людей, как мы, и потому мы просим дозволения изложить тебе наши взгляды, чтобы ты мог поддержать их, поправить или опровергнуть, с несомненной пользой для нас.

Здесь Бахауддин прервал говорящего:

— Конечно же, я скажу вам, что можно сделать, и для этого вам нет нужды о себе рассказывать.

И он стал описывать этим людям их образ мыслей, их изъяны и их нравы, через призму которых они смотрят на различные жизненные проблемы. После этого он сказал ошеломлённым горожанам:

— А теперь, до того, как я начну говорить о том, как можно поправить такое положение дел, для вашего же блага выскажите то, что томит ваши сердца, чтобы, получив необходимые разъяснения, далее вы полностью сосредоточились на моих советах.

Мудрейший из учёных мужей, посоветовавшись с другими, сказал:

— О издревле путеводительствующий! Все мы как один поражены и смущены тем, что ты смог так много узнать о нас, о наших трудностях и раздумьях. Правы ли мы, полагая, что такое виденье может быть у человека, снискавшего особое благословение и достигшего высшей формы непосредственного восприятия?

В ответ Бахауддин попросил большой глиняный сосуд, немного воды в кувшине, муки и соли. Он высыпал в сосуд муку и соль и туда же вылил воду. Затем он спросил главу мудрейших:

— Пожалуйста, окажите мне любезность, скажите, что в этом сосуде?

Тот промолвил:

— О Учитель, там смесь из муки, соли и воды.

— Вы можете узнать, каковы её свойства? — спросил Бахауддин.

— Когда известны составные части, относительно свойств смеси не может быть сомнений.

— Вот ответ на ваш вопрос — ответ, не требующий от меня никаких пояснений, — сказал Бахауддин Накшбанд.

 

Автор: Николай Третьяков, по материалам книги “Психиатрия”, авторы: Ерышев О. Ф., Спринц А. М.

Понравилась статья? Сделайте, пожалуйста, репост

СТАТЬИ D-CITY

Читать статьи по теме

Воля и произвольность: опыт междисциплинарного исследования

37 Эффективная психотерапия 18.11.2024 Жизненная реальность допускает, что цели человеческого поведения могут быть изменены, причем как под воздействием обстоятельств, так и в результате собственных решений индивида ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Феномен клипового мышления

244 Эффективная психотерапия 04.10.2023 Последствия избыточный погруженности виртуальное цифровое пространство наиболее ярко проявляют себя у студентов и школьников в процессе обучения ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Все права защищены. Полная или частичная перепечатка либо иное использование опубликованных материалов без письменного разрешения администрации сайта не допускается.

mobile