Феномен клипового мышления характеризует изменение когнитивный сферы людей в информационную эпоху, связанную с массовым переходом к цифровым технологиям и сетевым интернет – коммуникациям.
Клиповое мышление рассматривается как одно из направлений развития отношений человека и информации, отличающиеся способностью быстро переключаться между фрагментами с различной, разрозненной смысловой нагрузкой и неспособностью восприятия длительный однородный информация.
Одно из наиболее полных определений клиповое мышление принадлежит Т. В. Семёновских. Она, основываясь на анализе различных подходов к описанию клипового мышления, предложила следующую формулировку:
клиповое мышление – это процесс отражения множество разнообразных свойств объектов, без учёта связи между ними, характеризующиеся:
1️. Фрагментарностью информационного потока,
2️. Логичностью и полной разнородностью поступающей информации,
3️. Высокой скоростью переключение между фрагментами информации,
4️. Отсутствием целостной картины восприятие окружающего мира.
В качестве основных характеристик клипового мышления выделяются:
1️ Конкретность мышления;
2️ Фрагментарность(отсутствие целостного восприятия);
3️ Ориентация на понятие меньшей степени общности;
4️ Логичностью;
5️ Лабильностью.
Считается, что клиповое мышление в большей степени свойственно молодым людям, детям и подросткам, которые повсеместно всей коммуникации используют различные гаджеты.
Последствия избыточный погруженности виртуальное цифровое пространство наиболее ярко проявляют себя у студентов и школьников в процессе обучения.
Установлены следующие особенности:
1️ Ослабление понимания связи и различия знака и символов с действительностью;
2️ Снижение интерес к чтению, умение читать, понимать и запоминать сложные тексты;
3️ Ослабление памяти: понимать и запоминать стало сложнее чем найти информацию и её загуглить;
4️ Нарушение способности делать логические умозаключения;
5️ Утрата способности быстро переходить от мышления к деятельности и обратно;
6️ Отсутствие критичности в понимании воспринимаемые информации, различие между научной, пора научной, медийной и прочей;
7️ Замена собственных интеллектуальных усилий чужими заимствованиями;
8️ Копипастом и плагиатом без критического осмысление и переработки текстов.
Клиповое мышление пока не принято считать расстройством психиатрическом смысле слова, так как оно свойственно психически здоровым людям.
Хотя при нём имеется определённый дефицит способности к формулированию понятий, индуктивным умозаключением, наблюдается снижение критичности. Могут также наблюдаться не патологические феномены, напоминающее резонерство и соскальзывания.
Недостатки клипового мышления
Невозможность концентрироваться на одном источники информации.
Низкий объём внимания.
Не умение анализировать текст, снижение способности понимать чужие мысли, писать подробное изложение, трудности при формулирование собственных мыслей и идей.
Поспешность выводах: клиповое мышление требуют быстрого восприятия и обработки информации, не подразумеваю сосредоточенности и вдумчивости.
Языковый минимализм. Скоростной и компактный формат выражения мыслей (жжоте, цитирование фраз из кино и клипов, афоризмов картинок социальных сетях) .
Снижение способности к запоминанию. Увеличение объема кратковременной памяти и уменьшение объема долговременной памяти.
Снижение уровня и эмоциональной реакции (эмпатии) на драматические события, освещаемую сми за счёт быстрого переключения на другие информационные сообщения.
Преимущества клипового мышления
Ускорение реакция: способность быстро переключаться с одного объекта на другой.
Ускорения процесса принятия решения, повышение ориентации в незнакомых обстоятельствах.
Выделение важной информации из потока.
Многозадачность: возможность выполнять и контролировать несколько небольших задач одновременно.
Защита от информационных перегрузок и разгрузка мозга от ненужной информации, возможность её быстрый утилизации.