fbpx

Наставничество

346 О суфизме 02.12.2020

Ученик готов – учитель тоже готов.

Суфийская поговорка

Система наставничества используется в разных областях жизни. Это распространенная практика в духовной сфере, бизнес-среде, в различных программах саморазвития. Задачи наставника во всех случаях примерно одни и те же.

Наставник — это человек, который прошел собственный путь развития до определенной точки и накопил необходимый опыт и знания для последующей передачи ученику. Наставник помогает грамотно пройти этапы становления в той области, в которой сам стал экспертом.

Один из важных моментов – собственный опыт наставника в области самореализации. В суфийской психологии человеческое сознание поднимается по стоянкам развития от одной ступени к другой. Это одна из ключевых позиций в понимании того, как суфии смотрят на развитие человека, на ней же построен метод по разрешению неурядиц и жизненных проблем. Если перенести смысл на современное изложение, то человек является совершенной системой, которая также есть и подсистема большего мира, расположенная на нескольких планах существования. На жизнь человека влияет то, каким образом он проявляет себя на видимом (физическом/материальном) плане, по отношению к своей душе (сознательный/эмоциональный уровень) и на макродуховном уровне (осознание себя в пространстве, миссия и духовные законы существования). На основании этой позиции можно сказать, что наставник находится на стоянке выше ученика, которого стремится «подтянуть» к себе. На более высоком уровне человек сам способен справиться с проблемами, которые относились к стоянке понимания ниже.

Как действует наставник

Чтобы быть хорошим наставником, важно, но недостаточно накопить багаж знаний и практического опыта. Наставник обязан быть педагогом, человеком, обладающий гуманными качествами, терпением и душевным побуждением передавать свое знание нуждающимся в нем. Проще говоря, наставник – это человек не только знающий, но и тот, кто способен донести вверенное ему знание.

Наставник работает с сутью ученика. Личность у каждого человека разная, но суть людей одинакова. От того, что и как происходит с сутью человека, зависит дальнейшая трансформация его жизни и судьбы. Наставник помогает улучшить качество сути. Люди различаются по национальности, вероисповеданию, образованию и социальному статусу, но внутри схожи – имеют одни и те же мотивы и ограничения. Например, страху подвержен каждый человек. То же можно сказать о сомнениях и неуверенности – это общие показатели для каждого в отдельности. Способы разрешения страхов и тревог тоже достаточно универсальны и помогают вне зависимости от социальных условий. Наставник, видя потенциал человека и его способность реализовать себя в чем-то, старается убрать влияние на ученика отрицательных, разрушающих качеств и усилить качества положительные, конструктивные. Наставник помогает сформировать самооценку и уверенность, необходимых на пути реализации целей.

Для эффективной работы ученику и наставнику важно выстроить открытые, доверительные отношения. Иначе химия изменений невозможна: действия наставника ученик будет пропускать через сомнения, недоверие и оценочные суждения своего эго, оставаясь при этом вне процесса.

Общение с наставником предполагает задавание вопросов и правильную интерпретацию ответов. Ученики рассказывают о своих успехах, неудачах, сделанных выводах и личных открытиях. Это тоже важно. Если наставник видит, что ученик сворачивает со своего пути, то помогает это увидеть и ученику, чтобы тот смог исправить или предотвратить ошибки.

Наставник изучает личность ученика, его эмоциональные силы, выделяет сильные стороны и, опираясь на это, выстраивает общение в рамках обучения. Наставничество – это индивидуальная работа с учениками, где к каждому нужен свой подход.

Наставник задает определенный вектор развития, снабжает знаниями, а дальше поддерживает, проясняет непонятные моменты и помогает разобраться в себе, когда становится сложно.

Не перекладывать ответственность

Если ученик находит наставника, это не значит, что тот будет делать все за ученика и давать готовые ответы. Задача наставника – пробудить в ученике ответственную и цельную личность. Многие ищут наставника в надежде, что тот решит все их проблемы, скажет, что точно делать, куда идти и как действовать. Нет. Наставник не берет на себя ответственность за действия и выборы ученика. Это не помогает человеку развиваться, не учит самому строить свою жизнь.

Наставник помогает прояснить стартовые позиции ученика. Становится ясно, что мешает на пути становления и развития, а что способно помочь. Наставник помогает сформировать понимание и подсказывает, где и как взять силы для прохождения пути. Осознание настоящих мотивов и потребностей облегчает движение, практически исключает из жизни метания из стороны в сторону и выводит с позиции бессмысленно идущего в фарваторе толпы. В какой-то момент человек начинает чувствовать, что надо именно ему, и что для этого сделать.

Наставник не идеален

Надо четко понимать: наставник не святой. Он может стать им в дальнейшем, но это уже его личная история, которая напрямую ученика не касается. Наставник для ученика является средством развития. Он располагает определенными знаниями и навыками, которые и передает ученику, а что с ними делает ученик – того личная ответственность.

На пути развития мы всегда вынуждены сталкиваться с вызовами и провокациями, должны совершать определенный акт преодоления себя. Наставник тоже идет этим путем. Он справился с трудностями, сомнениями, страхами и неуверенностью, и благодаря этому поднялся на более высокую ступень духовного развития. И двигается дальше, продолжая проходить через препятствия. Ученикам, идущим следом, наставник помогает пройти те ступени, которые сам уже оставил позади.

В одном из хадисов сказано:
“Сообщается, что Али (да будет доволен им Аллах) сказал относительно правил поведения ученика следующее: «Поистине, знающий (учитель) имеет право на то, чтобы сначала ты поприветствовал всех присутствующих, а потом обратился с приветствием к нему лично и сел перед ним. Не делай руками знаков в его присутствии, и не подмигивай, и не задавай ему много вопросов, и не пытайся помогать ему давать ответы, и не настаивай, если им овладевает лень, и не обращайся к нему снова, если в силу каких-либо причин он будет противиться этому, и не хватай его за одежду, если он встанет. Никогда не выдавай его тайны, и не порочь никого в его присутствии, и не выискивай его ошибки, а если он ошибется, то принимай его оправдания и ни в коем случае не говори ему: «Я слышал, как такой-то говорит то-то», и не говори: «Такой-то утверждает совсем не то, что говорите вы».”

Наставник все же несет ответственность за ученика – перед Богом, перед учением или профессией и уже перед своими наставниками. Но по отношению к ученику он вполне может выбрать поведение, в чем-то тому непонятное. Иногда это нужно, чтобы обойти шаблоны ума подопечного и спровоцировать на действие, которое в конечном итоге принесет полезный результат. Фундаментальная задача наставника по отношению к ученику – не столько быть понятным в своих поступках, сколько обеспечить успешное продвижение по пути и помочь перешагнуть с одной ступени на другую. Это необходимо понимать, чтобы не совершить ошибку, о которой хорошо сказано в поговорке: «Наставник указывает направление. Но люди смотрят на наставника, а не на направление, которое тот указывает».

Есть два пути

Если мы говорим именно о саморазвитии, возможен ли путь без наставника? Да, безусловно. Метод проб и ошибок тоже дает отличные плоды. Многие так и движутся, притом вполне успешно. И желания, и уверенности, и сил человеку может с лихвой хватать, чтобы не останавливаться и идти вперед. Сложность в другом.

Человек не всегда видит полную картину, чтобы посмотреть на себя со стороны, дать правильную оценку действиям и сделать верные выводы. Иногда просто не хватает инструментов, знаний или, наоборот, их слишком много – непонятно, за что взяться. Недостает определенности. В итоге можно свернуть не туда или упереться в тупик и просто не понимать, что же дальше делать. Или человек даже не понимает, что он сбился, а когда осознает – неизвестно. С наставником идти проще. Быстрее. Меньше неверных поворотов и случайных падений.

Путь вместе с наставником словно залит светом. Заметны кочки, выбоины, камни и коряги – не составит труда обойти. А путь самостоятельный отчасти похож на дорогу в сумерках, где идти приходится на свой страх и риск – и, конечно, медленнее, осторожнее, внимательно глядя под ноги и по сторонам. С наставником шаг становится четким, уверенным.

 

Поделиться статьей в социальных сетях

СТАТЬИ D-CITY

Читать статьи по теме

Стоянки души и проблемы развития

578 О суфизме 08.06.2020 Подсознание человека заполнено разными образами, которые создают определенный патерн поведения и выдают реакции. В критические моменты мы еще не успели подумать, а уже сделали. Реакция диктует поведение, и только потом включаются мозги. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

СУФИЙСКИЕ ЗНАНИЯ - ИСТОЧНИКИ СИЛЫ И БЛАГОПОЛУЧИЯ В КАЖДОМ ИЗ НАС

1790 О суфизме 26.07.2017 Вдумайтесь, что мешает человеку получать результаты в жизни? Вот один человек – и у него задуманное получается, вот другой человек – он тоже задумывает массу всего, но по каким-то причинам желаемого не достигает. В чём разница между двумя этими людьми? Где находится ключ к успеху? ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Скачайте бесплатно мини-книгу по теме «Отношения» →

мини-книга

Эмоциональное выгорание

скачать

Все права защищены. Полная или частичная перепечатка либо иное использование опубликованных материалов без письменного разрешения администрации сайта не допускается.

mobile