А. Ось «кишечная микробиота — мозг» (KMM): прямые и опосредованные двусторонние связи между кишечной микробиотой и центральной нервной системой, включая эндокринную, иммунную и нервную регуляцию. В центростремительную (чувствительную) часть KMM (синие стрелки) входят: 1 — лимфоциты, способные зондировать кишечный проход и посредством своего цитокинеза осуществлять эндокринное или паракринное воздействие на нервную систему; 2 — чувствительные нервные окончания, такие как блуждающий нерв, могут быть активированы кишечными пептидами, выделяемыми энтероэндокринными клетками; 3 — нейротрансмиттеры или их предшественники, являющиеся метаболитами микробиоты, могут воздействовать на кишечный эпителий с эндокринным или паракринным эффектом; 4 — после ствола головного мозга в работу нервной сети в качестве основных интеграторов сигналов от кишечника вступают миндалевидное тело (Am) и островковая доля (IC). Затем с активацией гипоталамуса (Hy) включается центробежная (двигательная) часть КММ (красные стрелки): 5 — кортикостероиды, выделяемые в результате активации гипоталамо-гипофизарно-адреналовой оси (HPA), преобразуют состав микробиоты кишечника; 6 — возбуждение двигательных нейронов может выражаться в том числе в симпатическом возбуждении.
B. С воздействием микробиоты кишечника могут быть связаны не только заболевания кишечного тракта и ожирение, но и проблемы сердечно-сосудистой системы, аутизм, состояние тревоги/депрессии и рассеянный склероз. Рисунок из статьи A. J. Montiel-Castro et al., 2013. The microbiota-gut-brain axis: neurobehavioral correlates, health and sociality
Лишь одна из десяти клеток в теле человека является собственно человеческой. Остальные девять — это различные симбиотические микроорганизмы, в основном бактерии и грибы, среди которых немало патогенных форм. В последнее время принято говорить о наличии в человеческом теле оси «кишечная микробиота — мозг», поскольку эта микробиота, или микробиом, выделяет целый ряд нейромедиаторов, вызывающих отклонения в поведении индивида, такие как шизофрения, эпилептические припадки и, согласно предположениям авторов обсуждаемой ниже статьи, некоторые проявления массового религиозного экстаза.
Сразу оговорюсь, что гипотеза коллектива авторов из Института проблем передачи информации им. А. А. Харкевича РАН — Александра Панчина, Александра Тужикова и Юрия Панчина, — опубликованная в журнале Biology Direct, не касается ни вопросов веры, ни религиозных догматов, а лишь некоторых иррациональных проявлений в отправлении религиозных культов. Что, например, заставляет людей десятками и сотнями тысяч биться в экстазе, чтобы лишь коснуться рукой или поцеловать какую-нибудь реликвию, совершать опасное дальнее паломничество или бросаться в прорубь в лютый мороз?
Можно услышать, что при этом больные исцеляются, а здоровые только здоровее становятся. Это далеко не так: анализ микробиоты сакральных мест показывает, что они буквально кишат патогенами, которыми заражаются люди, пытающиеся беспрекословно следовать всем правилам, связанным с исполнением культа. В бестселлере последних лет «Влюбиться в Венеции, умереть в Варанаси» Джефф Дайер так описывает один из храмов города Варанаси:
«Прежде чем я был допущен во внутренний храм, мне пришлось зайти с ним (брахманом. — А. Ж.) в маленькую, вонючую часовню, где мой лоб помазали священной пастой. Тут же появился кто-то еще, другой жрец-вахтер, и, несмотря на мои протесты, нацепил мне на шею гирлянду из ноготков, которая и была, как оказалось, источником вони. Казалось, что ее замариновали в моче, а после оставили гнить на пару дней. За привилегию носить этот кошмар я, естественно, должен был заплатить…»
И это не художественный вымысел, даже не преувеличение, а отражение реальной антисанитарии в одном из священных для индуистов мест на берегу Ганга (см. S. Hamner et al., 2006. The role of water use patterns and sewage pollution in incidence of water-borne/enteric diseases along the Ganges River in Varanasi, India). Панчин с коллегами приводят целый список исследований, показывающих, что реликвии и места совершения культовых ритуалов действительно являются серьезными источниками патогенов.
Что же заставляет людей, среди которых встречаются и весьма образованные, прикасаться к кишащим паразитами реликвиям, пить несвежие «святые воды» и окунаться в полные нечистот священные реки? По мнению авторов, их действиями управляет отнюдь не божественный промысел, а нечто совсем иное, сродни мидихлорианам из киносаги «Звездные войны». Кто такие мидихлорианы, вынесенные авторами в заголовок статьи? «Без мидихлориан жизнь не могла бы существовать, и мы не обладали бы знанием Силы. Целостность общается с нами, передает нам волю Силы. Когда ты научишься усмирять свой ум, ты услышишь, что они говорят тебе», — наставляет Энакина Скайуокера джедай Квай-Гон Джинн. (Кстати, по мнению психиатров, Скайуокер страдает пограничным расстройством личности; см. E. Bui et al., 2011. Is Anakin Skywalker suffering from borderline personality disorder?)
Рис. 2. Примеры социального поведения приматов, способствующие передаче микробов
Примеры социального поведения приматов, способствующие передаче микробов: вверху слева — «поцелуи» у шимпанзе; вверху справа — груминг у бабуинов; внизу слева — прикасание к религиозным реликвиям у человека; внизу справа — выкармливание материнским молоком у зелёных мартышек. Фото из статьи A. J. Montiel-Castro et al., 2013. The microbiota-gut-brain axis: neurobehavioral correlates, health and sociality
Фантастика? Фантазии? Не вполне. Оглянемся вокруг: вот муравей-древоточец, покинув дорожку в муравейник, карабкается на травинку, чтобы намертво вцепиться челюстями в центральную жилку и застыть; рачок-бокоплав, вместо того чтобы прятаться в глубине, всплывает на самую поверхность и резко дергает ножками, чтобы привлечь внимание утки; вот мышка, вместо того чтобы бежать, почувствовав запах кошачьей мочи, устремляется на этот запах — к своей гибели. Обо всех подобных случаях девиантного поведения (а на месте мышки может быть и человек, которого, конечно не съедят, но больным сделают) можно сказать, что эти особи «усмирили свой ум и услышали, что им говорит кто-то». И это действительно так: на мозг особи с разрушенной или полуразрушенной ментальностью посредством управления ее нейромодуляторами действуют поселившиеся в ее теле паразиты: гриб Ophiocordyceps — на муравья-древоточца, червь сосальщик Microphallus — на бокоплава и споровик Toxoplasma gondii — на мышь или человека.
Авторы обсуждаемой статьи приводят эти и многие другие примеры отклонений от нормы в поведении различных животных (включая человека), вызванных паразитами и выгодных именно паразитам. А далее обращают внимание на то, что сходным образом ведут себя религиозные фанаты, устремляясь туда, где с неизбежностью заражаются паразитами, и собираются в толпы, распространяя заразу далее. И нужно всё это в большей степени паразитам, чтобы расширять свое жизненное пространство, передаваясь от человека к человеку, чем самим людям. А ритуал в таком случае является биомемом, поскольку посредством тщательного соблюдения ритуала передается как информация о нем (что является основным признаком мема), так и паразиты, ему сопутствующие.
Более того, такие признаки религиозной экзальтации, как шизофрения, эпилептические припадки и другие расстройства психики, тоже могут оказаться следствием заражения паразитами, например такими, как плоские черви Spirometra mansoni и Paragonimus westermani.
«Если наша гипотеза подвердится, — пишут авторы, — то она может вскрыть причину возникновения и распространенности некоторых религиозных культов и дать альтернативное объяснение для недавно установленной позитивной связи между паразитическим заболеваниями и религиозностью (ранее предполагалась, что такая связь обусловлена антисанитарией. — А. Ж.). Открытие новых микроорганизмов, которые влияют на поведение особи-хозяина, может улучшить наше понимание нейробиологии и нейрохимии».
Источник: Нейрофизиология.