Вместе с появлением Бахауддина Накшбанда основной практикой Школы становится тихий, молчаливый зикр. В тихом зикре гармонично соединяются все психотехнические наработки, накопившиеся в опыте предыдущих поколений практиков, которые имели отношение к направлению Ходжаган (Школа Мастеров). Так называлась Школа до появления Бахауддина Накшбанда.
В качестве основных компонентов практики зикра можно выделить:
- принцип заданного количества повторов;
- принцип определенной последовательности ведения траектории или проговаривания формулы;
- принцип создания верного состояния, соединяющего в верном созвучии ритмы ума и сердца;
- принцип работы с дыханием;
- принцип концентрации на объекте во время зикра;
- принцип настройки на улавливании определенной энергии Потока.
Анализируя технические аспекты зикра в суфийский практике, нельзя не заметить, что основной своей целью он ставит внутреннее освобождение от всех мыслей и полную концентрацию на каком-либо образе, доходящую до стадии растворения (фана) в зикре практикующего. Исторически складывалось, что дервиши во время зикра концентрировались на образе своего шейха как обладателя высших качеств, к которым стремился сам практикующий.
На практике образом во время зикра, как психотехнической практики, является цель, до которой хочет дойти практикующий. Объекты для концентрации внимания и последующего растворения в них могут варьироваться от вполне конкретных до самых абстрактных.
Одним из способов зикра является концентрация на физическом сердце, которое можно представить в виде пирамиды. Сердце для суфиев является физическим органом, через которое человек получает доступ к его духовной субстанции. Путь к духовному сердцу лежит через его физическую проекцию в материальном теле человека. «Нужно проговаривать зикр от сердца к сердцу» – наставлял мастер суфийский практики Бахауддин Накшбанд учеников, подразумевая не взаимоотношение двух или большего количества людей, а умение через физического сердце проникнуть в его духовные чертоги.
Нужно проговаривать зикр от сердца к сердцу
Многократно отточенная техника зикра включает в себя прямое сообщение (сама техника упражнения) и контекст, который построен на определенном ритме дыхания и визуальном образе траектории, увязанных с контролем состояния; которые при индивидуальном зикре контролирует сам практикующий, а при открытом, коллективном зикре – ведущий.
Рецитация зикра или его дыхательная форма не является самоцелью сама по себе. Задача многократного повторения зикра состоит в том, чтобы последовательно успокоить ум и вовлечь в практику сердце. Утопить настороженность ума в любви духовного сердца. Таким образом практик способен получить доступ к информации подсознательного уровня психики. За счёт частоты выполнения и длительности самого упражнения практикующий получает более свободный доступ к каналам подсознания, которые сегодня принято называть «творческими». Это ведет к усилению интуитивного восприятия и развитию самого творческого начала в человеке.
В процессе такой работы происходит постепенное «переформатирование» самой личности, с чем связан последующий процесс изменения широкого круга её культурного проявления: от желания большей степени свободы, проявления себя как члена общества с естественным взятием на себя определенных этических норм поведения и общения с другими людьми до более глубокого желания познавать себя и реализовывать свои таланты.
Подчеркнём, что зикр не работает в сфере поверхностных желаний. Зикр работает на гораздо более глубинных уровнях психики человека и высвобождает необходимую энергию для реализации цели человека.
Один тренировочный день зикра – один, совсем незначительный сдвиг в сторону необходимых качеств для получения желаемого человеком. Второй день зикра – еще шаг в сторону необходимых изменений в личности. Таким образом, последовательно человек, практикующий зикр, совершает изменение своей личности и создаёт внутреннюю предрасположенность для получения нужных ему результатов.
Зикр апеллирует к бессознательному. Данное Хызром упражнение для Абад-ал-Халида Гиджувани связано с полным погружением в воду. Сам зикр уподобляют воде. Во время зикра случаются видения падения в воду. Психологически вода означает ставший бессознательным дух. Вода – чрезвычайно распространенный мифологический эквивалент материнского лона, которое скрывает в себе «первосущество». Христианский обряд крещения связан именно с этой мифологемой: погрузиться в воду – это значит вернуться в «хаос», во тьму материнского лона, чтобы заново возродиться
Практика зикра – это возрождения себя в своих лучших качествах. Поиск этих качеств в практике зикра, их пробуждение и раскрытие в видимом мире действия.