fbpx

«Мягкие навыки развития»

237 Трибуна 15.12.2021

Этой осенью в просветительском федеральном марафоне «Новое знание» участвовал глава Сбербанка Герман Греф. Суть его выступления сводилась к следующему: учёные из Гарварда еще в 2015 г пришли к выводу, что достижения человека на 85% определяет его уровень soft skills — «мягких навыков». Особенно важно среди них умение понимать других, коммуницировать и способность обрабатывать — анализировать, запоминать — информацию, критически мыслить.

Эти скиллы, по убеждению Грефа, нужно прежде всего развивать у школьников.

Всё больше в умы людей, в том числе руководителей компаний, проникает мысль о том, что человек — не просто приложение к производственному процессу, а полноценный его участник, от которого зависит качество конечного продукта.

Вспомним слова футбольного тренера Винса Ломбарди: «Индивидуальная приверженность групповой работе — именно это делает успешной работу в команде, в компании, в обществе, в цивилизации».

Ещё в 90-х годах Toyota поставила для себя задачу развивать не только мышление сотрудников, но и те самые мягкие скиллы. Менеджеры компании, ответственные за развитие, пришли к выводу, что способность понимать свои чувства и управлять ими имеет не менее важное значение, чем профессиональные «жесткие» навыки. Вообще, с самого начала своего основания, компания Toyota позиционирует себя не просто как место, куда человек приходит работать, а как целый социальный институт, где сотрудник учится быть социальной личностью.

Действительно, чем больше развито общество, тем острее и насущнее становится вопрос не только о ценности производства, но и о значимости тех, от кого зависит производственный процесс. То есть для компании важно понимать, что за человек у них работает и насколько он лоялен организации. Конечно, такое чуткое внимание к сотрудникам и видимая гуманность вызваны не одними только альтруистическими качествами руководства. Свобода прав, слова, выбора, технологичность предполагают высокую степень конкуренции между организациями. Гуманность по отношению к сотрудникам выступает одним из инструментов такой конкуренции.

Всё как в дикой природе — любая особенность имеет практическую направленность.

На сегодняшний день называть общество нашей страны высокоразвитым не приходится. Хотя и у нас появляется всё больше островков надежды, и не только в двух столицах и некоторых региональных центрах. Дело тут вот в чём. Есть люди, которые не ждут, что за них всё сделает государство. Они сами берут в руки управление своей жизнью. Что-то строят и потом прививают там внутреннюю культуру более высокого порядка. Но начинают эти люди с того, что выстраивают себя, как архитекторы, работая над мышлением, эмоциями и волей. На наш взгляд, это единственно правильный путь: не ждать, что кто-то придёт и наладит за тебя твою жизнь, или когда выпадет удачная карта и удобный случай, а начинать движение к развитию с той жизненной  позиции, на которой находишься сейчас. Лучший день для реализации шансов — сегодня.

Безусловно, любое социальное развитие начинается с анализа и тренировки личностных качеств. Наша жизнь, судьба являются отражением работы мысли и психоэмоциональных настроек. Если захотели изменить свою судьбу, то в первую очередь надо обратить внимание на качества и свойства своего характера.

А сейчас давайте разберем так называемые 4 «К». Это навыки, которые помогают человеку успешно двигаться к реализации своих целей. Сами по себе эти скиллы не являются чем-то новым и каким-то сверхоткрытием. Но, как мы уже говорили, там, где повышается уровень конкуренции, всё большее значение приобретают детали. Кому удается лучше, детальнее осознать процесс деятельности, тот и оказывается в лидерах, получает большие шансы на успех в конкурентной борьбе.

Фактически каждый из нас находится в конкурентной борьбе изначально. Внутри нас соревнуются сильные качества нашей личности и предрасположенность к тому, чтобы поддаваться слабостям характера. Кто из этих качеств более успешен в борьбе за наше внимание, по тем и строится наша  жизнь. Если в настоящем вы недовольны тем, что имеете, первое, что необходимо сделать, — подойти к зеркалу и внимательно рассмотреть человека в отражении.

4 «К» — это детализация качеств нашего характера. Аббревиатура расшифровывается как креативность, критическое мышление, коммуникация и координация, или сотрудничество. Они и есть те самые «мягкие навыки», о которых рассказывал Герман Греф.

Рассмотрим подробнее каждый из них.

Креативность  превращает человека в творца — если смотреть шире, в творца своей жизни и судьбы. Навык дает возможность взглянуть на вещи нестандартно, найти неожиданные решения сложной задачи, проблемы. Часто это решение более эффективное и простое, чем обычные способы, что лежат на поверхности. Человек, который умеет в креативность, не боится перемен и трудностей — они для него повод снова проявить творческий подход.

Критическое мышление наделяет способностью справляться с огромным количеством разномастной информации. Без умения фильтровать, отсекать лишнее, делать выводы не обойтись в век развития информационных технологий. ориентироваться в потоках информации, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы. Навык полезен в том числе при разборе собственных подъемов и спадов.

Навык коммуникации одинаково актуален во все времена. Тем более сейчас, когда связаться с собеседником можно за пару секунд — нажав кнопку вызова или набрав сообщение в мессенджере. Важно уметь слушать, слышать, договариваться, правильно доносить своё мнение.

Координация — сотрудничество.  Вытекает из предыдущего «К». Связана с постановкой общих целей, выбором способов её достижения, необходимостью распределить задачи и обязанности, оценить конечный результат. Всё это — про взаимодействие, сотрудничество через коммуникацию.

Хотя концепция 4К была ориентирована на повышение эффективности в бизнес-среде, навыки однозначно необходимы для улучшения и упрощения жизни в целом.

Обратите внимание: современный мир больше горизонтальный, чем вертикальный. Точнее, эти две реальности существуют параллельно. Мы можем выбирать, в какой из них нам жить. Вертикальная организация мира — это подчинённые и начальники, определённая иерархия и карьерный рост. Горизонтальная — человек автономен, сотрудничает с другими в форме договоренностей и предпринимательства. При любой организации система 4К необходима.

В вертикальной организации мира креативность нужна для того, чтобы вас заметили те, от кого зависит ваш дальнейший профессиональный рост. Критическое мышление помогает просчитывать стратегию и тактику своего поведения, осознавать истинные мотивы и видеть реальные препятствия на своём пути. Качество координации означает способность ориентироваться и принимать решения в своём социальном пространстве. Умение отделять главное от второстепенного, выстраивать последовательность действий — важное качество для личностного роста.

Про умение коммуницировать с другими стоит сказать отдельно. Большинство людей совершенно не обладают навыком диалога и общения в целом. Больше предпочитают сидеть внутри своей психологической раковины и вариться в собственных мыслях, чем открыто выходить на диалог и задавать вопросы. А что такое диалог? Вспомним, что человечество как цивилизация состоялось именно благодаря речи — и навыку вести диалог.

Умение задавать вопросы, внимательно слушать, воспринимать информацию извне — то же самое зеркало, где мы способны увидеть объективную реальность относительно самих себя и перспективу на будущее. Одно дело — иметь представление о себе как о непризнанном гении и обижаться, что ты никому не нужен, а другое —  выйти на честный диалог с окружением и увидеть, как воспринимают тебя другие люди, что они думают о твоих качествах и профессиональных навыках. Через диалог мы способны осознать истинную картину нашего положения — значит, во многом прояснится, с чего действительно надо начинать движение к каким-либо свершениям и достижением.

Поделиться статьей в социальных сетях

СТАТЬИ D-CITY

Читать статьи по теме

Выездной курс в Теберде. Постфактум.

128 Трибуна 20.07.2022 Прекрасное камерное место для отдыха и занятий. В первую очередь, конечно, для занятий ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Налаживаем и укрепляем социальные связи – как развить коммуникабельность и навык командной работы

239 Трибуна 01.02.2022 Эмоциональный интеллект означает способность понимать, какие чувства, эмоции, мотивы стоят за действиями, словами других людей ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Скачайте бесплатно мини-книгу по теме «Отношения» →

мини-книга

Эмоциональное выгорание

скачать

Все права защищены. Полная или частичная перепечатка либо иное использование опубликованных материалов без письменного разрешения администрации сайта не допускается.

mobile