Как сдвинуться с мертвой точки, чтобы изменить жизнь

2573 Сознание и суфизм 14.03.2018

Наверное, в жизни любого человека однажды наступает момент, когда старые модели поведения больше не приносят результата, а новых способов реагировать на действительность и справляться с ней еще не появилось. Начинает настойчиво биться мысль: как жить дальше? Это критический момент: можно углубиться в переживания, остаться в подвешенном состоянии или же оттолкнуться от ситуации и пойти в новом направлении.

Чтобы сойти с мертвой точки, вопрос «как жить дальше» нужно трансформировать: что я умею делать, на что готов? Хочу ли я менять себя и учиться жить иначе? Пожалуй, желание здесь – ключевой момент. Взрослые люди – уже более-менее сформировавшиеся личности с устоявшимся укладом жизни. Если такой человек и его уклад вдруг перестали быть частью окружающего мира, говоря проще, человек вдруг стал не нужен миру, это может сильно ранить. Хватит ли душевных сил справиться со стрессом – большой вопрос.

Мало кому удается легко и без срывов начать работать над собой. Мы читаем полезные статьи, слушаем лекции, вдохновляемся, но начать применять решиться не можем из-за нехватки внутренних ресурсов. Мы «зависаем в пространстве» – часто это становится началом затяжного разрушительного процесса. При этом на советы начать делать хоть что-нибудь вяло отмахиваемся и бурчим малопонятные отговорки. Это стресс. Он лишает желания действовать, а иногда в довесок становится катализатором страха и отчаяния. Стресс становится огнем, пожирающим нашу энергию.

Страдать – легче

Порой оставаться с проблемами, плохим настроением и жалобами на жизнь даже в какой-то степени приятнее. Как ни парадоксально звучит, страдать вообще легче, чем взять ответственность за свои действия и образ мыслей. Работать над собой сложно, особенно если приходится начинать с чистого листа. Перемены всегда пугают, даже если осознаешь острую необходимость и понимаешь, что они к лучшему. Оставаться в стабильном «болоте» оказывается намного легче: это знакомая среда, сознание к ней привыкло.

Суфии аллегорично сравнивают человека с наездником. Воля человека – это сам наездник, а под ним – животное эго или «нафс». Суфии говорят, что сознание человека на 95% контролируется нафсом. Сознание – часть ума, ум – часть мозга, а мозг – часть материального тела и питается материальными соками. Из-за этого так сложно бороться с нафсом и противостоять его провокациям.

Когда человек попадает в стрессовую ситуацию, то основной удар приходится по нафсу. Животное эго как часть материальной природы человека заинтересовано в том, чтобы оставаться в БЕЗОПАСНОСТИ, в комфортной и приятной зоне – досыта есть и сладко спать, испытывать всевозможные удовольствия. Под влиянием нафса человеку хочется ощущать свою нужность, быть предметом любви и восхищения других. Животное эго является источником пороков (лени, жадности, гордыни) и вместе с тем порождает страхи, сомнения и неуверенность. Причина таких качеств всё та же – нафс желает подтверждения безопасности и комфорта, использует все доступные ему инструменты для достижения этой цели.

Когда нафс теряет контроль над безопасностью, он цепенеет. Животное эго препятствует переменам, особенно учитывая тот факт, что в любом начинании сперва приходится просто действовать и опираться лишь на веру в себя. Нафс не может «верить» в себя, потому что вера – субстанция духовная, а нафс – материальной природы.

Нафс согласен лежать в прострации до полного истощения, но впустить и принять что-то новое и полезное отказывается. Стимулируют животное эго только его же инструменты: страх, жадность, вожделение, ощущение материального удовольствия.

Я не знаю, наслышаны ли о нафсе западные маркетологи, но в своих рекламных компаниях они часто воздействуют именно на животное эго человека.

«Сиди дома(безопасность), ничего не делай (безопасность) и получи всё за тридцать дней (удовольствие)».

Правда, принесет ли продукт реальную пользу, специалисты обычно умалчивают.

Стрекоза и муравей: два разных пути

Если нафс слышит, что для получения стабильных результатов надо нарабатывать навыки и путь этот не прост, для него это настоящая боль. Конечно же, его это совершенно не вдохновляет.

Есть прекрасная притча о том, как действует нафс.

МУРАВЕЙ И СТРЕКОЗА

Благоразумный и упорный муравей смотрел на цветочный нектар, как вдруг с высоты на цветок ринулась стрекоза, попробовала нектара и отлетела, потом подлетела и опять присосалась к цветку.

И как только ты живешь без работы и без всякого плана? – сказал муравей. – Если у тебя нет ни реальной, ни относительной цели, какова же особенность твоей жизни и каким будет ее конец?

Стрекоза ответила:
Я счастлива и больше всего люблю удовольствия. Это и есть моя жизнь и моя цель. Моя цель – не иметь никаких целей. Ты можешь строить для себя какие угодно планы, но ты не сможешь убедить меня в том, что я несчастлива. Тебе – твой план, а мне – мой.
Муравей ничего не ответил, но подумал: «То, что для меня очевидно, от нее скрыто. Она ведь не знает, каков удел муравьев. Я же знаю, каков удел стрекоз. Ей – ее план, мне – мой».

И муравей пополз своей дорогой, ибо сделал все, что было в его силах, чтобы предостеречь стрекозу.

Прошло много времени, и их дороги опять сошлись. Муравей заполз в мясную лавку и, примостившись под чурбаном, на котором мясники рубили мясо, стал благоразумно ожидать своей доли. Вдруг в воздухе появилась стрекоза. Увидев красное мясо, она стала плавно снижаться на чурбан. Только она уселась, огромный топор мясника резко опустился на мясо и разрубил стрекозу надвое.

Половинка ее тела скатилась вниз, прямо под ноги муравью. Подхватив добычу, муравей поволок ее в свое жилище, бормоча себе под нос: «Твой план закончился, а мой продолжается. «Тебе – твой план» больше не существует, а «мне – мой» начинает новый цикл. Наслаждение казалось тебе важным, но оно мимолетно. Ты жила ради того, чтобы поесть и в конце концов самой быть съеденной. Когда я тебя предостерегал, ты решила, что я брюзга и отравляю тебе удовольствие».

Идрис шах, «Сказки дервишей»

Пойти по пути стрекозы кажется куда проще и приятнее. Но это иллюзия: помните, чем обернулся для стрекозы бездумная жизнь и выбор мимолетных наслаждений.

Путь муравья иной. Это путь создания плана и методичность в достижении целей, овладение искусством управлять своими эмоциями и страстями. Это также умение в нужный момент раскрыть в себе дополнительный источник энергии и способность энергию к нужному сроку накопить.

Перед любым начинанием, любой новой задумкой “муравей” четко определяет цели и составляет план работы. А в процессе – умеет проявить волю и необходимую чувствительность к ситуации. “Муравей” понимает, как работает cознание, под воздействие чего оно может попасть, и уметь управлять скрытыми в подсознании программами. Чтобы идти мудрым “муравьиным” путем, нужно научиться раскрывать свой потенциал, найти внутри источник силы, чтобы вырвать себя из плена нафса.

Понравилась статья? Сделайте, пожалуйста, репост

СТАТЬИ D-CITY

Читать статьи по теме

Легенда о таинственном Зелёном Человеке

117 Сознание и суфизм 23.01.2024 Время появления Зелёного Человечка в нашем растительном орнаменте и в этой стране, вместе с тем, что он не был известен ранее, а появился внезапно ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Теория сознания в суфийской психологии

145 Сознание и суфизм 07.01.2024 Голова, а точнее, мозговые анализаторы, ответственные за мышление и когнитивные способности, называются «султан». Всё, что ниже головы, носит название «народ». Таким образом, султан — это центр управления, но он взаимосвязан с народом. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Скачайте бесплатно мини-книгу по теме «Отношения» →

мини-книга

Эмоциональное выгорание

скачать

Все права защищены. Полная или частичная перепечатка либо иное использование опубликованных материалов без письменного разрешения администрации сайта не допускается.

mobile