Эмоциональный интеллект в суфизме

894 Сознание и суфизм 30.09.2020

Еще в 1990 году понятие «эмоциональный интеллект» было введено в обиход двумя авторами – психологами Джоном Майером и Питером Саловеем. Настоящее признание оно получило после выхода книги Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ». Она вышла в США в 1995 году и произвела настоящий фурор, за очень короткий период времени была распродана тиражом в 5 млн экземпляров.

Вот только информация об ЭИ не так уж нова. Связи с этим понятием можно найти даже в суфизме, которому уже много веков. 

Что такое эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект – это сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желание других людей и свои собственные. Также это способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для решения практических задач.

Говоря проще, ЭИ является способностью в нужное время собирать себя в кучу и находить внутри запас энергии, уметь концентрированно направлять себя на решение поставленной задачи и вместе с этим уметь вовлекать в свои планы других людей, заряжая своим позитивом, мыслями, идеями. Опираясь на это определение, можно сказать, что наличие и сила развития ЭИ определяет, каким лидером в собственной жизни вы являетесь. А качественное состояние ЭИ указывает на то, являетесь ли вы в собственной жизни лидером вообще.

Данное определение дает ключ к пониманию, почему знание о ЭИ стало таким востребованным. Скорее всего, востребованность будет только повышаться, хоть и не у всех подряд. 

Когда стали востребованными навыки эмоционального интеллекта 

Еще полвека назад мир был достаточно монолитным, но начиная с 90-х, ситуация изменилась. Произошли изменения геополитического и социального ландшафта мира, интернет появился практически в каждом доме. Если раньше жизнь человека была достаточно стабильной и для большинства вполне вписывалась в формулу «родился – учился – устроился на работу – проработал до пенсии – вышел на пенсию – умер», в настоящем от этой монолитной конструкции места остается все меньше и меньше. Например, в социальном лагере СССР десятилетиями работали предприятия со стабильной зарплатой сотрудникам. Кто-то там действительно трудился всю свою активную жизнь. Когда СССР прекратил свое существование и стали разрушаться единственные понятные социальные связи «человек – общество», когда вдруг оказалось, что социальные гарантии начинают таять, и человек больше не защищен обществом, на первый план вышел вопрос – как жить дальше. 

Мир изменился, стал требовать от человека более активного личностного участия, то есть усиленных лидерских качеств. Человек должен был больше полагаться на самого себя, уметь ориентироваться в новом ландшафте жизни – во многом хаотичном и часто меняющимся. Пришло время научиться управлять самим собой, как индивидуальным предприятием. Научиться проявлять волевые качества, контролировать эмоции, в необходимый момент собираться с мыслями и концентрированно прилагать усилия в одном направлении. Научиться общаться, иногда противостоять другим людям и обстоятельствам. Научиться достигать своих целей. Все эти важные навыки можно объединить под одним знаменателем – умение управлять своей психологией и понимание, что в современном мире вся ответственность за себя и свою семью лежит исключительно на самом человеке.

Новые условия вызвали в 90-х настоящий бум на запрос в целом на саморазвитие, включая развитие ЭИ. Человеку потребовались новые знания о себе, чтобы продолжать сохранять конкурентоспособность. Я неслучайно пишу «продолжать». Одним из действительно лидерских качеств является осознанность. Это внутреннее состояние психики, когда человек осознает свое поведение и свое место в мире, свои перспективы и возможные угрозы своему благополучию. Именно у таких людей и возникает запрос на то, как сделать себя еще лучше. Часто не ради того, чтобы достичь каких-то мистических прозрений, а чтобы повысить свою актуальность и эффективность.

Мир продолжает фрагментироваться, скорость изменений растет. Логично предположить, что запрос на навыки по управлению своим ЭИ только усилится. Также будет повышаться масса дезориентированных и подавленных людей – из тех, кто вовремя не понял, что навыки самоуправления не просто прихоть чудаков, а жизненная необходимость. Мир стал высокотехнологичным, и человек тоже должен становится таким. 

Как связаны эмоциональный интеллект и суфизм 

Давление мира на психику человека не является проблемой сегодняшнего дня, но, как уже было сказано, раньше мир был более монолитным и классовым. Для представителей рабочего класса, интеллигенции условия жизни и ее возможности были в общем-то прописаны наперед. Поэтому работа над собой была, скажем так, узкопрофильной. Кто-то практиковал медитацию потому, что ему это нравилось и было любопытно. Кто-то руководствовался религиозными или метафизическими мотивами – тогда внутренняя работа была не так заметна и тоже шла внутри определенных классов. Но тем не менее работа над собой велась всегда, и то, что сейчас называется эмоциональным интеллектом, не является чем-то новым.

Проиллюстрируем это суфийской притчей, где главный герой – Бахауддин Накшбанд, суфийский наставник и основатель мистической Школы Накшбандийя. Он жил еще в 14-ом веке, но его слова удивительно точно напоминают о том, что сейчас обозначают как навыки эмоционального интеллекта.

Притча «Определение состава» 

Бахауддин Накшбанд однажды оказался в городе Алуча, поскольку уважаемые жители города, прослышав, что он проезжает мимо по большой дороге, вышли ему навстречу и обратились с просьбой почтить их город своим присутствием.

– Вы хотите утолить своё любопытство на мой счёт, угостить меня и оказать почести или попросить о передаче учения? – спросил он.

Посовещавшись, старейшина ответил:

– Мы много слышали о вас, вы же, может статься, ничего не слышали о нас. Поскольку нам предоставляется редкий случай услышать учение, из числа предложенных вами возможностей мы с благодарностью избираем эту.

Бахауддин вошёл в город. Все жители собрались на городской площади.

Местные духовные наставники проводили Бахауддина на почётное место, и, когда он уселся, мудрейший из ученых мужей Алучи обратился к нему со следующими словами:

– О дух истины и великий наставник! Все мы о тебе наслышаны, ибо разве вся земля не полнится слухами о тебе? Вероятно, ты далёк от забот столь ничтожных людей, как мы, и потому мы просим дозволения изложить тебе наши взгляды, чтобы ты мог поддержать их, поправить или опровергнуть, с несомненной пользой для нас.

Здесь Бахауддин прервал говорящего:

– Конечно же, я скажу вам, что можно сделать, и для этого вам нет нужды о себе рассказывать. 

И он стал описывать этим людям их образ мыслей, их изъяны и их нравы, через призму которых они смотрят на различные жизненные проблемы. После этого он сказал ошеломлённым горожанам:

– А теперь, до того, как я начну говорить о том, как можно поправить такое положение дел, для вашего же блага выскажите то, что томит ваши сердца, чтобы, получив необходимые разъяснения, далее вы полностью сосредоточились на моих советах.

Мудрейший из учёных мужей, посоветовавшись с другими, сказал:

– О издревле путеводительствующий! Все мы как один поражены и смущены тем, что ты смог так много узнать о нас, о наших трудностях и раздумьях. Правы ли мы, полагая, что такое ведение может быть у человека, снискавшего особое благословение и достигшего высшей формы непосредственного восприятия?

В ответ Бахауддин попросил большой глиняный сосуд, немного воды в кувшине, муки и соли. Он высыпал в сосуд муку и соль и туда же вылил воду. Затем он спросил главу мудрейших:

– Пожалуйста, окажите мне любезность, скажите, что в этом сосуде?

Тот промолвил:

– О Учитель, там смесь из муки, соли и воды.

– Вы можете узнать, каковы её свойства? – спросил Бахауддин.

– Когда известны составные части, относительно свойств смеси не может быть сомнений.

– Вот ответ на ваш вопрос – ответ, не требующий от меня никаких пояснений, – сказал Бахауддин Накшбанд.

Основным фундаментом саморазвития суфийской Школы Накшбандийя является практика скрытого зикра, умение настраивать себя на определенные медитационные состояния, которые позволяют человеку лучше работать со своими сознанием и подсознанием, лучше понимать себя, других людей и окружающий мир в целом. Быть вовлеченным в мир, но не попадать в зависимость от него. Управлять, созидать в нем, но также уметь противостоять негативным влияниям, идущим от мира. 

Не правда ли, подобные способности очень созвучны тем, что сейчас называют навыками эмоционального интеллекта?

Вы можете больше почитать цитат Бахауддина Накшбанда о саморазвитии и не только в статье Высказывания Бахауддина Накшбанда

 

Автор: Николай Третьяков

Понравилась статья? Сделайте, пожалуйста, репост

СТАТЬИ D-CITY

Читать статьи по теме

Легенда о таинственном Зелёном Человеке

114 Сознание и суфизм 23.01.2024 Время появления Зелёного Человечка в нашем растительном орнаменте и в этой стране, вместе с тем, что он не был известен ранее, а появился внезапно ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Теория сознания в суфийской психологии

143 Сознание и суфизм 07.01.2024 Голова, а точнее, мозговые анализаторы, ответственные за мышление и когнитивные способности, называются «султан». Всё, что ниже головы, носит название «народ». Таким образом, султан — это центр управления, но он взаимосвязан с народом. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Скачайте бесплатно мини-книгу по теме «Отношения» →

мини-книга

Эмоциональное выгорание

скачать

Все права защищены. Полная или частичная перепечатка либо иное использование опубликованных материалов без письменного разрешения администрации сайта не допускается.

mobile