Одно время считалось, что для человека важнее удовлетворение потребностей физических, чем духовных. Однако эксперименты психолога Гарри Харлоу опровергли это убеждение. В одном из них участвовал детеныш обезьяны, изолированный от мамы. Была смоделирована следующая ситуация.
Какая потребность сильнее
Обезьянке предлагали выбрать одну из двух искусственных суррогатных матерей. У одной, деревянной, была голова обезьяны и туловище, к которому прикрепили бутылочку с молоком. У этой суррогатной матери детеныш мог поесть. У другой была такая же голова и проволочное туловище. Фигуру обернули в мягкую махровую ткань, бутылочки с молоком не было.
Логично было бы предположить, что детеныш примата выберет манекена, способного удовлетворить его потребность в еде. Оказалось, что это не так. Обезьянка выбирала «мать» без еды, но обернутую в мягкую ткань.
Эксперимент наглядно показал, что дети любят мать не потому, что она кормит их, а потому, что дети просто маму любят. Эмоциональный отклик от прикосновения к мягкой ткани был важнее еды.
На сегодня можно сказать точно, что одними из главных и не всегда осознаваемых мотиваций для человека являются потребности в любви, уважении и в том, что дает возможность реализации. Реализации не столько материальных запросов, сколько духовных потребностей и позитивных переживаний.
Эмоциональный контакт важен в области отношений между людьми в целом. Если он есть, то движение и развитие тоже будут. А трудности преодолевать становится намного легче. Если такого контакта нет, говорить о развитии и укреплении отношений не приходится, начинается поиск виноватых.
Природа любви
Харлоу выступил с докладом, который назвал «Природа любви»: «Мы не удивились, когда обнаружили, что комфорт, который приносит контакт, является базисом таких переменных, как привязанность и любовь, но мы не ожидали, что он полностью заслонит такой фактор, как питание; действительно, различие оказалось настолько большим, что заставило предположить: главная функция кормления – обеспечение частого и тесного телесного контакта детеныша с матерью… Любовь к настоящей и к суррогатной матери выглядят очень сходно. Как показывают наши наблюдения, привязанность детеныша обезьяны к настоящей матери очень сильна, но ей ничем не уступает любовь, которую в условиях эксперимента детеныш проявляет к суррогатной матери из ткани».
В 1930-1950 годы господствовала теория воспитания, согласно которой не следует баловать ребенка тактильным поощрением, обнимая его и беря на руки. Харлоу показал, что прикосновения матери ребенку жизненно необходимы. Он представил данные, которые ясно показывали, что матерчатая суррогатная мать важнее для малышей, чем та, у которой бутылочка с молоком. Его успех оказался триумфальным и произвел революцию.
В 1958 году Харлоу был избран президентом Американской психологической ассоциации. О нем сняли документальный фильм. Его работы повлияли на промышленность, выпускающую детские товары: особенное распространение получили рюкзаки, в которых родители могли носить детей. Приюты и родильные дома изменили политику: младенцу мало бутылочки с молоком, его нужно брать на руки, качать, смотреть на него и улыбаться.
Не так просто
Однако вскоре стало понятно – все сложнее. Суррогатная матерчатая мать обеспечивала тактильный контакт не хуже настоящей, но в течение следующего года Харлоу заметил, что выросшие обезьянки были не вполне нормальны. Когда он выпускал их из клеток поиграть друг с другом и образовать пары, они яростно избегали общения. Самки нападали на самцов. Некоторые проявляли что-то похожее на аутизм: раскачивались, кусали себя до крови и отгрызали собственные пальцы.
В последующих статьях Харлоу мужественно признал, что выращенные суррогатными матерями детеныши страдают эмоциональными нарушениями, и указал, что помимо прикосновений детенышам необходимо хотя бы полчаса в день играть друг с другом.
Сила игры
На сегодняшний день с академической точки зрения основным фактором, позволившим людям вырваться вперед из остального животного мира, является речь, общение и впоследствии письменность. Начиная с наскальных рисунков человечество смогло накапливать и систематизировать знания, удержать которые в памяти одного конкретного человека просто нереально. Пласты знания становятся все толще. Если еще лет двести лет назад 25-летний человек мог быть уже серьезным и уважаемым специалистом, то сейчас к 30-ти годам многие только заканчивают получать базовое профессиональное образование, чтобы состояться в какой-то сфере.
Жизнь стала сложнее. И основным элементом развития, помогающим овладеть необходимыми навыками, считается игра. Через нее ребенок учится взаимодействовать с людьми. Взрослые тоже могут проигрывать разные рабочие и межличностные модели поведения и реагирования, чтобы повысить их эффективность.
Как было указано в докладе Харлоу, игра развивает эмоциональную сферу человека, а значит, улучшает восприимчивость в целом. Начиная от эмпатии и продолжая восприятием идей духовного порядка.
В магических ритуалах разных народов люди с древних времен разыгрывали разные ситуации, пытаясь найти какое-то продвижение в своем запросе. Неизвестно, насколько срабатывало призывание дождя во время засухи, но это точно несло важную психологическую подоплеку. Так люди могли принять засуху, сжиться с ней на время и настроить себя на ожидание перемены в этой сложной ситуации.
Важно и то, что на первый раз несерьезные игры могут принести мощный исцеляющий импульс. Природа многих наших запретов иррациональна. Умом мы все пониманием, а вот поступаем все равно по чувствам. Игра же может быть не только наработкой навыка в игровой форме, но и прямым обращением к природе иррационального в человеке. Вот почему благодаря определенному ритуалу человек способен снять какой-либо запрет или получить какой-либо ресурс внутри себя.
Автор: Николай Третьяков