Вот это совсем внезапно было. Датчане на добровольные пожертвования снимают короткометражный фильм про Великую Отечественную Войну. Фильм называется «Боевая подруга» и посвящен Герою Советского Союза Марии Васильевне Октябрьской, механику-водителю танка Т-34, на борту которого красовалась надпись «Боевая подруга».
Мария Октябрьская. Герой Советского Союза. Женщина Танкист.
Пополнение в гвардейскую танковую часть прибыло дождливой сентябрьской ночью. Танкисты выбрались из теплых землянок и с интересом рассматривали проходившие мимо новенькие танки. На башне одного из них мелькнула белая надпись.
— «Боевая подруга», — прочел кто-то вслух. Танк сразу привлек к себе общее внимание. «Боевую подругу» окружили танкисты.
— Товарищ, скажи, пожалуйста, что это за танк такой особенный? — окликнул молоденький сержант танкиста, склонившегося над трансмиссионным люком. Танкист поднял голову, на собравшихся глянули темные серьезные глаза.
— Почему особенный? Обыкновенный «Т-34», — мягким грудным голосом ответил танкист. — Разве у вас не такие машины?
Но ему никто не ответил. У бывалых гвардейцев будто отнялся язык. Не отрывая глаз, смотрели они на выбившиеся из-под пилотки мягкие волнистые волосы: «Женщина?!»
Октябрьская (в девичестве Гарагуля) Мария Васильевна — механик-водитель танка «Боевая подруга» 2-го танкового батальона 26-й гвардейской танковой бригады 2-го гвардейского танкового корпуса Западного фронта, гвардии сержант. Родилась 16 августа 1905 года деревне Кият, в семье крестьянина. Жила в городе Джанкое, окончила 6 классов. Детские и юношеские годы Марии прошли в Севастополе.
В 1921 году она уехала сначала в Джанкой, а затем в Симферополь. Там Мария познакомилась с курсантом кавалерийской школы Ильей Октябрьским. Высокий, статный, он сразу приглянулся ей. По сердцу пришлась Илье и Мария. В 1925 году они сыграли свадьбу. Поначалу Октябрьские жили и служили в Севастополе. Мария и Илья любили море, игру лунного света на крутой волне, шум прибоя, огонь маяка и ночное мерцание звезд в глубине южного небосвода. Одна из самых ярких принадлежала им.
Молодожены условились: при каждой разлуке этот далекий огонек станет для них путеводным. В нем будут встречаться их взгляды…
Уютно и спокойно в квартире, где Мария была хозяйкой. Среди жен комсостава она славилась изысканным вкусом в одежде, убранстве жилища, была искусной рукодельницей. Текинский ковер во всю стену – подарок Ильи. Значок «Ворошиловского стрелка» на физкультурной блузе Марии – ее подарок мужу. Мария ни в чем не хотела отставать от супруга. Она успешно заканчивает курсы медсестер, отлично стреляет из нагана, винтовки, пулемета, лихо водит машину.
Муж Марии Васильевны служит на различных должностях, в разных гарнизонах. Будучи комиссаром 134-го гаубичного артиллерийского полка, участвует в войне с финнами. Летом 1940 года, после присоединения Бесарабии к СССР, его полк дислоцируется в Кишиневе.
22 июня 1941 года кишиневцы проснулись от страшного гула. Гитлеровцы бомбили столицу Молдавии. На следующее утро Мария Васильевна вместе с сестрой и другими членами семей красных командиров была эвакуирована на восток страны, в сибирский Томск. Там начались нелегкие тыловые будни, которыми жили миллионы людей, ежедневно работавших на нашу Победу. Сначала Мария Васильевна трудилась на строительстве. Но давнишняя болезнь — туберкулез шейного позвонка — заставил ее перейти на работу телефонисткой в военное училище. В конце лета 1941 года пришла похоронка на мужа. В ней сообщалось, что «полковой комиссар Илья Федотович Октябрьский погиб смертью храбрых 9 августа 1941 года в одном из боев на Украине». Мария Васильевна обратилась в военкомат с просьбой отправить ее на фронт. Несколько раз ей отказывали. Перенесенная болезнь, возраст… Тогда Октябрьская избрала иной путь.
В ту пору по всей стране шел сбор средств в фонд обороны. И Мария Васильевна решила купить … танк.
Но на какие деньги? Вместе со своей сестрой они на рынке распродали все вещи, которые успели нажить и сумели вывезти во время эвакуации. Но этого было мало. И тогда Октябрьская занялась вышивкой и своим трудом добыла недостающую сумму. Долгие месяцы, день за днем длилась упорная и кропотливая работа. Даже во время войны томичи охотно покупали вышитые искусной мастерицей салфетки, платки, скатерти, наволочки. Наконец, деньги собраны и сданы в госбанк.
После чего Мария Васильевна направила телеграмму Сталину:
Председателю Государственного Комитета обороны. Верховному Главнокомандующему. Москва, Кремль 3 марта 1943 г.
«В боях за Родину погиб мой муж — полковой комиссар Октябрьский Илья Федотович. За его смерть, за смерть всех советских людей, замученных фашистскими варварами, хочу отомстить фашистским собакам, для чего внесла в госбанк на построение танка все свои сбережения — 50 000 рублей. Танк прошу назвать «Боевая подруга» и направить меня на фронт в качестве водителя этого танка. Имею специальность шофера, отлично владею пулеметом, являюсь Ворошиловским стрелком…
Октябрьская Мария Васильевна, г. Томск, Белинского, 31»
Теми же днями был получен ответ:
Томск. Марии Васильевне Октябрьской.
«Благодарю Вас, Мария Васильевна, за Вашу заботу о бронетанковых силах Красной Армии. Ваше желание будет исполнено. Примите мой привет, Иосиф Сталин».
Экипаж «Подруги боевой»
С 3 мая 1943 года Мария Васильевна стала учиться вождению танка в Омске. Все экзамены она сдала на «отлично» и получила свидетельство механика-водителя. Ей было присвоено звание сержант. Был сформирован экипаж танка:
- командир — младший лейтенант Петр Чеботько, имевший военный опыт,
- башенный стрелок — сержант Геннадий Ясько,
- стрелок-радист — Михаил Галкин.
На башне новенькой «тридцатьчетверки» с двух сторон белой краской было выведено: «Боевая подруга».
А дальше фронт…
Огневая линия летних сражений сорок третьего года шла от Таганрога к Орловско-Курской дуге. Ускоренным маршем, не зная отдыха, танк «Боевая подруга» прошел расстояние в тысячи километров до степи, где в бою погиб комиссар Октябрьский. Боевое крещение Мария Васильевна приняла неподалеку от могилы мужа. С поразительным для женщины спокойствием и выдержкой Октябрьская маневрировала в первом бою. Сначала снаряды танка рвались в гуще фашистских подразделений. Потом грозная машина врезалась в боевые порядки пехоты врага. Танк яростно утюжил передовые позиции гитлеровцев. Его гусеницы стёрли с лица родной земли сотни вражеских солдат. Танкисты попали во 2-й батальон 26-й гвардейской «Ельнинской» танковой бригады 2-го гвардейского танкового корпуса Западного фронта. 21 октября 1943 года М. В. Октябрьская получила боевое крещение. Командование поставило перед танкистами задачу прорвать мощную оборону гитлеровцев и овладеть важным опорным пунктом – Новое село Сенненского района Витебской области.
Вот как описывается итог этого боя в журнале боевых действий:
«Части бригады уничтожили до 100 солдат и офицеров противника, до 2-х батарей 71-миллиметровых орудий, 15 пулемётов и один танк «Фердинанд». Батальон потерял 2 танка, «Боевая подруга» была подбита».
Фашисты заранее пристреляли местность, и когда наши танки пошли в атаку, то столкнулись с плотным огнем вражеских батарей. На счету экипажа «Боевой подруги» числилось уничтоженное вражеское орудие и несколько десятков гитлеровских солдат и офицеров. В этот момент в гусеницу танка попал снаряд и было выбито три трака. Танк по инерции скатился в небольшой овраг, став недосягаемым для вражеских орудий. Однако фашисты продолжали обстреливать его из минометов, не давая исправить повреждение на месте. Неудачными оказались и попытки отбуксировать танк в тыл. Гитлеровцы зорко следили за ним и яростно обстреливали все подступы. В эту трудную минуту экипаж «Боевой подруги» принял решение не покидать танк. Фашисты несколько раз пытались приблизиться, чтобы уничтожить танк гранатами и бутылками с горючей жидкостью. Но это им не удалось. Двое суток длился неравный бой. Двое суток гремели орудие и пулемет «Боевой подруги», а ночью, под обстрелом противника, экипаж занимался ремонтом. 23 октября 1943 года танк был приведен в боевую готовность и продолжил бои за Новое село. В первом же бою Мария Васильевна убедилась в отличных качествах своей машины. Командир батальона поблагодарил по радио экипаж «Боевой подруги», поздравил с успешным выполнением боевой задачи. 14 ноября 1943 года часть перебросили на новое направление, где сопротивление противника было особенно яростным. «Боевая подруга» шла в первом эшелоне атакующих.
Суров, опасен и труден боевой путь танкиста-мужчины, во много раз труднее он для женщины. Но гвардии сержант Октябрьская безукоризненно выполняла свой воинский долг.
Последний бой
Это случилось 17 января 1944 года под Витебском, в районе железнодорожной станции и совхоза «Крынки». Головные танки, в том числе и «Боевая подруга», отражали атаки противника, поджидая свою пехоту, которая была отрезана сильным пулеметным и артиллерийским огнем. Положение оставалось тяжелым. Подходил к концу сухой паек, на исходе были и боеприпасы, началось наступление. Вместе со всеми рванулась к деревне Крынки и «Боевая подруга». Но только до первой траншеи суждено ей было дойти. Из засады в упор ударила немецкая пушка. Порванная гусеница танка безжизненно распласталась на снегу. Танкисты выскочили из машины. Октябрьская огляделась, в нескольких метрах догорала пара фашистских «тигров». Как ремонтировать танк под огнем, да еще правую гусеницу, открытую врагу? Надо иметь много самообладания и мужества, чтобы в таких условиях исправить машину, вывести ее из-под огня и выполнить боевую задачу. Мария Васильевна сняла с крыла запасные траки и спрыгнула на землю. Она не слыхала стонущего воя мины, а, может быть, и слыхала, но разве могло ее это остановить? Раздался взрыв. Мария Васильевна почувствовала острую боль в левом глазу. Тут же боль отдалась в левую руку, в бедро. Она упала, потеряв сознание. С поля боя ее вывезли на самоходной пушке.
На самолете Марию Васильевну доставили в Смоленск. Пожилой хирург осмотрел рану. Трудно что-либо сделать. Осколок, пробив глаз, коснулся большого полушария мозга. «Большая потеря крови. Общее состояние слабое», — отметила в карточке медицинская сестра. После операции Марию Васильевну перенесли в палату. 16 февраля 1944 года проведать Октябрьскую пришли все члены экипажа ее танка, а вместе с ними начальник политотдела бригады гвардии полковник Николай Гетман, который вручил Марии Васильевне орден Отечественной войны I-ой степени. Через несколько дней Октябрьскую навестил член военного совета фронта Лев Мехлис. Он сообщил Марии Васильевне, что командование представило ее к присвоению звания Героя Советского Союза.
Покинув госпитальную палату, Мехлис приказал врачам срочно готовить Октябрьскую к отправке в Москву. Но состояние ее здоровья резко ухудшилось, все чаще наступали провалы в памяти, сильная головная боль, жар, бред. Об эвакуации в столичный госпиталь не могло быть и речи… На рассвете, 15 марта 1944 года Мария Васильевна Октябрьская умерла. Похоронили ее в Смоленском кремле, на берегу Днепра, рядом с героями Отечественной войны 1812 года.
…Имя сгоревшей «тридцатьчетверки» — «Боевая подруга» — унаследовала другая машина. Затем третья, четвертая. Оно, напоминающее о гвардии сержанте Марии Октябрьской, дожило до Победы.
В память о бесстрашной крымчанке томская школа номер 24 носит ее имя. Перед входом в учебное заведение ей сооружен памятник, выполненный скульптором Сергеем Данилиным, а в музее школы бережно хранятся немногочисленные реликвии и материалы об отважной женщине. Текст на мемориальной доске гласит:
«На этом месте стоял дом, в котором в 1941-43 годах жила Мария Октябрьская — Герой Советского Союза, сержант, механик-водитель танка «Боевая подруга», построенного на ее личные сбережения. Погибла в боях за Родину в 1944 году».
Источник: politikus.ru