Поскольку мы работаем с духом — скрытой в нас психической силой — и называем это практикой, полезно иногда давать пояснения, что это и зачем нужно.
***
На протяжении столетий люди интуитивно понимали, что внутри человека есть скрытая неведомая сила, которая не просто влияет на его жизнь, но способна задавать в ней конкретное направление, превращая цепочку последовательных действий — в судьбу. Древние греки называли эту силу Даймоном. Римляне почитали её за «гения», то есть скрытую духовную силу, которая может выступать как покровителем человека, так и его карателем, если тот выходит за рамки, предопределённые «гением».
Вспомним строки Александра Сергеевича Пушкина:
«..О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И Опыт, [сын] ошибок трудных,
И Гений, [парадоксов] друг,
[И Случай, бог изобретатель]».
В культуре, духовных традициях каждого народа мира мы обязательно встретим упоминание об этих невидимых внутренних силах. Их влияние на свою жизнь человек стремился познать во все времена. Он жаждал научиться взаимодействовать с этими силами, видя в них источник творчества, вдохновения, а иногда и скрытого могущества.
Поиск духовных тайн привёл к формированию духовных школ и практик, в которых ищущие обучались пути поиска — духовной развивающей дисциплине. Она позволяла человеку открыть в себе тонкие органы восприятия души, направленные на духовный мир.
В суфийской традиции такая дисциплина называется «тасаввуф», или мистический путь. А одна из основных практик направлена на развитие латаиф — тонких духовных органов ауры человека. Духовный путь, или Путешествие души, подразумевает не физическое перемещение в пространстве, а постепенное развитие сознания от одной стоянки понимания к другой, более высокой.
Суфийский мастер Аль-Насафи написал об этом следующие строки:
Каждый относится к одной из человеческих ступеней, и путнику, когда взойдет на некую ступень, сама явится та вещь, которая свойственна той ступени, хочет он того или нет».
О некоторых особенностях — условиях — духовного пути развития личности мы и поговорим в этой статье.
***
Как мы писали в одном из предыдущих материалов о критическом мышлении (кликабельно на статью о критическом мышлении), важно как можно чаще задавать себе вопрос «зачем?». Сделаем так же в контексте нашей статьи:
Зачем человеку заниматься духовной практикой?
Ответим через историческую ретроспективу. Человек всегда задавался вопросами: «Зачем я живу? В чём смысл моего существования?». Это интересовало людей что тысячи лет назад, что сейчас. Изменяется подход к поиску, но суть остаётся прежней: человек нуждается в знании большем, чем у есть у него в распоряжении сейчас. Поиск этого знания связан не только с понятными сферами измерения видимой жизни, но и с тем, что невозможно уловить обычным взглядом, который ограничен временем и пространством. Люди хотят понимать глубже, а видеть дальше, фиксировать не только очевидное, но и прозревать скрытые смыслы, что адресует им Вселенная. Но для чего это человеку, зачем ему этот поиск?
В психологическом описании мира есть правило: окружающий мир человеку враждебен. Каждый день нас атакуют разнообразные микробы и вирусы. В опасных сейсмологических зонах поджидают природные катаклизмы. В пустыне пытается убить жара, а попавший в кораблекрушение вынужден сопротивляться водной стихии. Человечество ищет способы безопасного сосуществования с миром. Поиск безопасности — основная ведущая деятельность вида, поверх которой появляются другие формы поиска, начиная с философии, продолжая естественными и прикладными науками. Двигаясь в этом направлении и создавая внешний контур обороны от опасностей жизни, структура социального общества настолько усложняется, что человек, уже как личность, не всегда справляется со всеми настройками. Часто это становится причиной внутренней паники и других негативных переживаний. Такое положение дел заставляет искать экзистенциальные пути развития. Один из этих путей обретения своего «Я» в бурном потоке жизни называется духовной практикой.
Духовная практика — метод познания себя и своей души.
Наша жизнь наполнена символами. Одни символы человечество формирует, как зарубки на деревьях в лесу, — чтобы не потерять дорогу домой. Другие относятся к духовной природе — их передают пророки через откровения, которые они видят своим духовным оком. Например, символы памяти — вечный огонь, обелиски героев войны — предназначены для того, чтобы люди сохраняли эмоциональную связь с поколениями, пережившими войну, и несут послание о том, что ужасы того периода не должны повториться. Символами наполнены песни и литературные произведения, символами мы украшаем свою одежду и дом.
Один из духовных символов — крест. Это про человека. Линия горизонтальная — его социальная жизнь и видимый путь развития. Линия вертикальная означает жизнь духовную. Пересечение линий в кресте символизирует сознание человека. Внешние концы означают бесконечность. Символ указывает на то, что в сознании человека должно быть место и жизни повседневной, и жизни духовной. Развиваться правильно и в одном, и в другом. От того, насколько мы в этом преуспеваем, зависит наша внутренняя гармония, или, говоря сегодняшними словами, психическое здоровье. Вот почему одно из назначений духовной практики — научить человека, как сохранять целостность и силу своей души. Быть в миру, но не позволять ему нарушать наш внутренний баланс. Это первое условие для вступившего на духовный путь: сохранить себя и развить.
***
Духовная практика предполагает выполнение духовных упражнений. Через них сознание учится работать с энерго-информационным полем, заключённым внутри человека. Один из символов духа — ветер.
«Земля была пуста и безлика, тьма была над бездной, и Дух Божий парил над водами».
Бытие 1:2 — Быт 1:2
Суфии знают священный звук: «Хууу». Считается, что именно с ним носился дух божий ветром над землей, наполняя её жизнью. В своих внутренних упражнениях суфии создают подобие этого процесса, произнося «хууу».
Но упражнения — лишь малая часть духовного пути. Важнейшее значение в работе над собой имеет внутреннее состояние и готовность идти по пути. Совсем не случайно к серьёзным духовным упражнениям в школах ищущего подпускали только после подготовки и инициации (посвящения). Обряд был символом того, что человек в своём сознании оставил одну жизнь, чтобы начать другую. Убрал приоритет с мирского пути, чтобы утвердить приоритет пути духовного. Понятно, что за один раз человек не способен полностью изменить себя, даже пройдя обряд посвящения. Но для нашей эмоциональной природы важен сам символ. Он задаёт сознанию определённое направление.
Наша психика изучена мало. Хотя многие её феномены мы можем наблюдать и даже использовать, дать точный ответ касательно их природы не всегда получается. Не хватает знаний. Тем не менее потенциальные возможности психики безграничны, «ибо не люди мы, но боги». Это предмет изучения философов, психологов, учёных и даже маркетологов.
Внутренний настрой человека, вера в себя или духовного проводника часто имеют решающее значение. В том числе и в том, что касается использования духовных упражнений — сумеете вы запустить заложенный в них потенциал или нет.
Жаждущему духовных знаний необходимо понять, что путь к ним, если воспринимать его серьёзно, требует большего, чем механическое выполнение упражнений. Человек должен проникнуться сутью практики, стать духовно созвучным ей. Только тогда случится эффект единения, и для ищущего станут реальными символы духовного пути. Только тогда зазвучит голос интуиции и внутреннего «гения», прорвавшись через разноголосицу житейских эмоций и защитные редуты эго. Внутренний настрой человека — второе важное условие для следования по духовному пути.
«Необходимо осознать, что люди должны быть улучшены внутренне, а не просто сдерживаться обычаем от проявления их грубости и разрушительности и поощряться за непроявление их».
Бахауддин Накшбанд
***
Когда мы говорим о характере и выборе, мы на самом деле подразумеваем чувства. Среди которых вспыхивают не только позитивные и вдохновляющие на прекрасное светлое будущее, но и те, которые мы можем назвать сумеречными драконами — психическими силами, направленными на саморазрушение. В нас вложена система, ответственная за развитие, но есть и та, что отвечает за самоуничтожение. Всё живое в мире сформировано так, чтобы каждое следующее звено вида становилось сильнее и адаптивнее. Если по каким-то причинам этого не происходит, цепочка вида прекращается.
Чувства — язык нашего подсознания, нашего древнего мира, слитого с природой, формирование которого началось за много лет до того, как люди стали отдельным видом. Неслучайно многие культы древности были связаны с возвращением человека к своему природному началу. Через это участвующий в ритуалах укреплял связь со своим подсознанием и в том числе свои духовные силы. Современный человек духовно слабее. Живя в комфорте, что само по себе хорошо, он теряет связь со своей глубинной природой, из-за чего его сознание становится менее устойчивым и более подверженным разным неврозам.
В духовной работе важно научиться понимать язык собственных чувств. Работа с ними, умение распознавать, а иногда и ограничивать их влияние на сознание — третье условие для духовной практики.
«Настоящий процесс индивидуализации (духовного роста — прим. наше) — осознанное взаимодействие со своим внутренним центром (психическим ядром), или Самостью, — обычно начинается с ощущения душевной боли, сопровождаемой страданием. Такой начальный толчок подобен своего рода “призыву”, хотя мы не часто понимаем это… Многие мифы и сказки символически описывают эту начальную стадию процесса индивидуализации под видом заболевшего или начавшего стареть короля».
К. Г. Юнг «Человек и его символы»
***
В духовной практике ищущий тренирует состояние готовности. Готовности соприкоснуться со сложностями на пути, без которых тот просто невозможен, и к тому, что эта готовность будет проверена жизнью. Мало чем отличается от подготовки бойца, или, скажем, менеджера, который стремится покорить новую вершину карьерной лестницы. Духовная практика наполняет все сферы, где человек намерен преодолеть себя и добиться поставленных перед собой задач.
Воспитание личности, настойчивость, вера способны привести к духовному пробуждению. Дать новый взгляд на мир, новые силы, чтобы жить и противостоять сложностям. Если начало пути — это поиск того, что способно помочь именно нам, то его продолжение — реализация заложенного внутри предрасположения, высвобождение скрытых сил психики, «гениев», через которых мы будем познавать нашу силу и близость к нам духовного пространства.
Готовность и вера — четвёртое условие для вставшего на путь духовного развития.
Автор: Николай Третьяков, редакция ДС.