fbpx

17 практик, которые помогают справиться с детской тревожностью и напряжениями

47 Эффективная психотерапия 06.10.2021

Детскую тревожность, напряжение и другие эмоциональные последствия травмирующего опыта нельзя пускать на самотек. Взрослые в силах помочь ребенку с этим справиться. Важно помнить, что подсознание само настроено на гармонию. Нужно помочь ему исцелить негативные паттерны. Подсознание сигналит нам через образы, символы, переживания. Оно любит язык метафор – это подтверждают сны, через которые оно передает нам сообщения.

Мы тоже можем «записывать» в подсознание информацию тем же способом. Эта возможность реализуется через практики. Они воспринимаются детьми как игра, развлечение, но одновременно дают мощный оздоравливающий эффект для психики. Важное условие: работайте с ребенком в хорошем, спокойном настроении. Не спешите, выделите время с запасом, будьте терпеливы.

Растение переезжает 

Образ дерева, цветка или зернышка, сменившего привычное место обитания, помогает легче адаптироваться к переменам. Растение становится героем истории. Вместе с ребенком вы можете воплотить ее как угодно – написать, нарисовать, слепить, смастерить из природных материалов.

Герой переселяется в новый горшок или в любое другое место. Ему помогает ветер, переносящий зернышко, или семья берет растение с собой в новый дом и там продолжает заботиться. Вы придумываете и описываете с ребенком, как герой пускает корни в новой почве, привыкает, рассматривает, кто растет рядом, какие животные пробегают мимо. Спустя время цветку или деревцу становится уютно, он заводит друзей среди других растений, птиц, зверей или людей. Если герою некомфортно, страшно, спросите у ребенка, что поможет почувствовать себя в безопасности. Возможно, он захочет поставить вокруг растения забор или позвать на помощь добрую фею. После практики можно пойти и позаботиться о реальном растении: завязать бантик на деревце, погладить цветок и т. п.

Пройти по линии жизни

Игра требует времени и вдохновения. Она помогает ребенку вернуться к реальности после сильного стресса, потрясений, начать жить в настоящем.

Выложите с помощью ленты, нитей или гирлянды с огоньками длинную линию. Это – жизнь ребенка. Поставьте отметки – с годика до возраста в настоящем. Промежуток – 1 год. На отметках положите яркие вещи или, например, детские ботинки, туфли, сандали. Ребенок начинает идти с годика. На этой отметке пусть представит, что он сейчас в этом возрасте и едва научился ходить. Может присесть, захныкать, попросить обнять его, поцеловать – обязательно сделайте. Потом идет дальше и постепенно распрямляется – «растет». На каждой отметке произносите искренние слова о его достижениях в этом возрасте, о том, как вы счастливы за него, гордитесь и любите. На отметке настоящего можно постоять чуть дольше. А потом ребенок шагает в «будущее» по линии жизни. Тут вы говорите: «Ты станешь замечательным, счастливым взрослым!».

Вместо линии подходят классики – прыгать от возраста к возрасту. 

Если ребенок уже научился читать, можно разложить на отметках послания с добрыми, ласковыми словами, пожеланиями, рисунками, маленькими сюрпризами. Кстати, это отличная идея для поздравления на день рождения!

Игры в эмоции 

После сильных стрессов у детей часто появляются проблемы с проявлением эмоций. Лицо может застыть в одном безучастном выражении. На помощь придет игра, где вы «лепите» на ребенке разные эмоции. Попросите надуть щеки, сдвиньте ему брови, растяните губы в улыбку, опустите уголки рта вниз и т. д.

Используйте маски. Можно взять готовые или сделать. Одна пусть будет «маской силы» – ребенок надевает и вживается в эту роль. Потом черед «маски страха» – поступает так же. В конце упражнения спросите, в какой ситуации он надел бы первую маску. А как бы она помогла второй?

Полезно играть в кривляния – строить рожицы, ставить короткие сценки из любой сказки.

Радости – добро! 

После трудного, травмирующего опыта бывает страшно радоваться. Кажется, что быть счастливым теперь невозможно. Некоторые люди даже намеренно ограждают себя от возможности испытать удовольствие и чувствуют вину, если радуются. У детей бывает так же. Задача взрослого – помочь ребенку вновь легко радоваться жизни. Есть несколько упражнений для этого:

  • записывать в конце дня, что хорошего произошло;
  • отмечать свои успехи;
  • устраивать близким сюрпризы.

Кроме того, можно придумывать оригинальные праздники вроде дня причесок из пены на волосах или дня хлопанья в ладоши.

Быть в сейчас 

Ребенок может застрять в прошлом и переносить отпечаток прошедших трудностей в настоящее. Помогите сместить фокус. Например, можно устроить увлекательную игру, когда каждому дню назначается цвет. Например, суббота – зеленая. В этот день нужно искать зеленые предметы, есть зеленую еду, надевать зеленое.

«Я здесь!»

Снова учимся возвращаться в настоящее. Задавайте ребенку вопрос: «Ты где?». Он должен ответить, начиная с «я здесь» и продолжить, собирая информацию от органов чувств. Например: я здесь, на улице, иду по твердому асфальту, вижу большой дом, чувствую запах костра. И так далее. Вопрос можно задавать спонтанно в течение дня и не один раз.

Жить по плану 

Четкий план действий, предсказуемость будущего снимают ощущение тревоги, выравнивают нестабильное состояние. Стройте планы, составляйте расписание, список дел на день. Займитесь этим с ребенком, превратив в творчество. Расписание можно составить на большом листе, украсить стикерами, разноцветными пометками.

Комфорт в коллективе 

Многие дети боятся заводить знакомства, испытывают сложности в новой группе. Почувствовать себя комфортнее помогает вырезание гирлянды из человечков, держащихся за руки. Ребенок рисует им глаза, рты, вписывает имена окружения – родных, друзей, детей из новой группы. Получается символ единения. Подсознание ребенка получает сигнал «мы вместе».

Медитация с красками

Упражнение прекрасно снимает напряжение, тревожность, расслабляет. Подготовьте прозрачный стакан с водой и капните туда акварельную краску. Пусть ребенок наблюдает за проявляющимися узорами. Еще эффективнее после этого сделать телесную практику. Предложите ребенку воплотить, прожить движение краски в воде. Это может быть пластичный танец, любые движения – как чувствуется.

Включаем чувствительность

Одно из возможных последствий травм – запрет на проживание чувств, фантазию. Включается подсознательный страх, что вместе с радостью наружу вылезет неприятное, больное – страх, гнев, обида, вина. Снять запрет помогает упражнение. Нужно окунуть палец в краску и поставить на листе бумаги несколько отпечатков. Поинтересуйтесь у ребенка, что здесь стоит дорисовать, чтобы вышла рыбка, зайчик, птица и т. п.

Ты – супергерой 

После тяжелого опыта о ребенке могут чрезмерно заботиться, стараться не перегружать поручениями и домашними обязанностями. Такой подход – риск появления инфантильности и выученной беспомощности. Не нужно выполнять за детей то, что они способны сделать сами.

 

Стимулируйте к действиям в игровой форме. На слова «не могу, помоги» включайте «превращение в супергероев». «Сейчас ты станешь супергероем! Для этого съешь (ягоду, конфетку, мармеладку). Какие у тебя будут суперсилы? Давай – скорость. Проверим! Как быстро ты сможешь идти (одеться, поесть, заправить кровать)?».

Маленький – большой 

В состоянии тревожности дети могут начать себя вести, как совсем маленькие: просятся на руки, хнычут, сюсюкают. Так они подсознательно возвращаются в период младенчества, когда чувствовали себя в полной безопасности. Поиграйте с ребенком в «маленького», но потом «превратите» в «большого». Пусть он командует и принимает решения: выбирает маршрут на прогулке, говорит, сколько шагов вы должны пройти, руководит вами на кухне или во время уборки.

Дать пространство для прыжков    

Через игры с прыжками дети избавляются от напряжения и тревоги. Если они выбирают не самые удачные места вроде кровати, не ругайте – выделите участки в доме, где разрешено скакать сколько угодно. Можно разделить: «тут ты прыгаешь на одной ноге, а здесь на двух».

И еще несколько упражнений, запускающих в подсознании исцеление тревоги, страхов, тяжелого опыта:

  1. Рисование на черной бумаге любыми цветными материалами трансформирует тревогу, вытаскивает глубинные страхи. Посыл такой: из темноты проявляется красочное, яркое, как новый день после мрака ночи.
  2. Помогите ребенку расстаться с тем, что его тревожит и тяготит внутри. Отпускайте шарики, кидайте камешки в пруд или отправляйте кораблики по ручью.
  3. Напишите имя ребенка в столбик. На каждую букву добавьте качество характера. Например, ИРА – Интересная, Решительная, Аккуратная. Игра возвращает идентификацию.
  4. Для выплескивания гнева предложите ребенку полопать «пупырки» на пленке или устройте драку подушками.
  5. При страхе прикосновений поиграйте в «дождик». Мягко стучите подушками пальцев сначала по ладоням, потом по всему телу ребенка.

То, что помогает ребенку чувствовать себя лучше, он с радостью принимает. Определенные игры может просить повторить снова и снова. С готовностью откликайтесь. И наоборот, если играть не хочет, реагирует резко, сопротивляется, не настаивайте. Значит, какие-то всплывающие во время занятия эмоции ему пока трудно принимать. 

Кстати, взрослые тоже могут адаптировать под себя предложенные практики. Эти приемы способны помочь любому человеку справиться с неким травмирующим опытом, убрать тревоги и различные блоки в подсознании.

Поделиться статьей в социальных сетях

СТАТЬИ D-CITY

Читать статьи по теме

Через страхи напролом – метод парадоксальной интенции

55 Эффективная психотерапия 29.09.2021 Можно избегать ситуаций, вызывающих панику, несмотря на связанные с этим неудобства, досаду на себя, упущенные возможности и впечатления. Но решением проблемы уход от нее не является. Что, если пойти от обратного – двинуться прямиком навстречу своим страхам? ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Коррекция убеждений с помощью приемов когнитивной психологии. Метод ABC

99 Эффективная психотерапия 04.08.2021 Не всегда удается легко обнаружить убеждения. Они могут быть «спрятаны» глубоко в подсознании. Спросите себя, что вы думаете, почему вы так отреагировали. Записывайте как можно подробнее. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Скачайте бесплатно мини-книгу по теме «Отношения» →

мини-книга

Эмоциональное выгорание

скачать

Все права защищены. Полная или частичная перепечатка либо иное использование опубликованных материалов без письменного разрешения администрации сайта не допускается.

mobile