Наставничество


Ученик готов – учитель тоже готов.

Суфийская поговорка

Система наставничества используется в разных областях жизни. Это распространенная практика в духовной сфере, бизнес-среде, в различных программах саморазвития. Задачи наставника во всех случаях примерно одни и те же.

Наставник — это человек, который прошел собственный путь развития до определенной точки и накопил необходимый опыт и знания для последующей передачи ученику. Наставник помогает грамотно пройти этапы становления в той области, в которой сам стал экспертом.

Один из важных моментов – собственный опыт наставника в области самореализации. В суфийской психологии человеческое сознание поднимается по стоянкам развития от одной ступени к другой. Это одна из ключевых позиций в понимании того, как суфии смотрят на развитие человека, на ней же построен метод по разрешению неурядиц и жизненных проблем. Если перенести смысл на современное изложение, то человек является совершенной системой, которая также есть и подсистема большего мира, расположенная на нескольких планах существования. На жизнь человека влияет то, каким образом он проявляет себя на видимом (физическом/материальном) плане, по отношению к своей душе (сознательный/эмоциональный уровень) и на макродуховном уровне (осознание себя в пространстве, миссия и духовные законы существования). На основании этой позиции можно сказать, что наставник находится на стоянке выше ученика, которого стремится «подтянуть» к себе. На более высоком уровне человек сам способен справиться с проблемами, которые относились к стоянке понимания ниже.

Как действует наставник

Чтобы быть хорошим наставником, важно, но недостаточно накопить багаж знаний и практического опыта. Наставник обязан быть педагогом, человеком, обладающий гуманными качествами, терпением и душевным побуждением передавать свое знание нуждающимся в нем. Проще говоря, наставник – это человек не только знающий, но и тот, кто способен донести вверенное ему знание.

Наставник работает с сутью ученика. Личность у каждого человека разная, но суть людей одинакова. От того, что и как происходит с сутью человека, зависит дальнейшая трансформация его жизни и судьбы. Наставник помогает улучшить качество сути. Люди различаются по национальности, вероисповеданию, образованию и социальному статусу, но внутри схожи – имеют одни и те же мотивы и ограничения. Например, страху подвержен каждый человек. То же можно сказать о сомнениях и неуверенности – это общие показатели для каждого в отдельности. Способы разрешения страхов и тревог тоже достаточно универсальны и помогают вне зависимости от социальных условий. Наставник, видя потенциал человека и его способность реализовать себя в чем-то, старается убрать влияние на ученика отрицательных, разрушающих качеств и усилить качества положительные, конструктивные. Наставник помогает сформировать самооценку и уверенность, необходимых на пути реализации целей.

Для эффективной работы ученику и наставнику важно выстроить открытые, доверительные отношения. Иначе химия изменений невозможна: действия наставника ученик будет пропускать через сомнения, недоверие и оценочные суждения своего эго, оставаясь при этом вне процесса.

Общение с наставником предполагает задавание вопросов и правильную интерпретацию ответов. Ученики рассказывают о своих успехах, неудачах, сделанных выводах и личных открытиях. Это тоже важно. Если наставник видит, что ученик сворачивает со своего пути, то помогает это увидеть и ученику, чтобы тот смог исправить или предотвратить ошибки.

Наставник изучает личность ученика, его эмоциональные силы, выделяет сильные стороны и, опираясь на это, выстраивает общение в рамках обучения. Наставничество – это индивидуальная работа с учениками, где к каждому нужен свой подход.

Наставник задает определенный вектор развития, снабжает знаниями, а дальше поддерживает, проясняет непонятные моменты и помогает разобраться в себе, когда становится сложно.

Не перекладывать ответственность

Если ученик находит наставника, это не значит, что тот будет делать все за ученика и давать готовые ответы. Задача наставника – пробудить в ученике ответственную и цельную личность. Многие ищут наставника в надежде, что тот решит все их проблемы, скажет, что точно делать, куда идти и как действовать. Нет. Наставник не берет на себя ответственность за действия и выборы ученика. Это не помогает человеку развиваться, не учит самому строить свою жизнь.

Наставник помогает прояснить стартовые позиции ученика. Становится ясно, что мешает на пути становления и развития, а что способно помочь. Наставник помогает сформировать понимание и подсказывает, где и как взять силы для прохождения пути. Осознание настоящих мотивов и потребностей облегчает движение, практически исключает из жизни метания из стороны в сторону и выводит с позиции бессмысленно идущего в фарваторе толпы. В какой-то момент человек начинает чувствовать, что надо именно ему, и что для этого сделать.

Наставник не идеален

Надо четко понимать: наставник не святой. Он может стать им в дальнейшем, но это уже его личная история, которая напрямую ученика не касается. Наставник для ученика является средством развития. Он располагает определенными знаниями и навыками, которые и передает ученику, а что с ними делает ученик – того личная ответственность.

На пути развития мы всегда вынуждены сталкиваться с вызовами и провокациями, должны совершать определенный акт преодоления себя. Наставник тоже идет этим путем. Он справился с трудностями, сомнениями, страхами и неуверенностью, и благодаря этому поднялся на более высокую ступень духовного развития. И двигается дальше, продолжая проходить через препятствия. Ученикам, идущим следом, наставник помогает пройти те ступени, которые сам уже оставил позади.

В одном из хадисов сказано:
"Сообщается, что Али (да будет доволен им Аллах) сказал относительно правил поведения ученика следующее: «Поистине, знающий (учитель) имеет право на то, чтобы сначала ты поприветствовал всех присутствующих, а потом обратился с приветствием к нему лично и сел перед ним. Не делай руками знаков в его присутствии, и не подмигивай, и не задавай ему много вопросов, и не пытайся помогать ему давать ответы, и не настаивай, если им овладевает лень, и не обращайся к нему снова, если в силу каких-либо причин он будет противиться этому, и не хватай его за одежду, если он встанет. Никогда не выдавай его тайны, и не порочь никого в его присутствии, и не выискивай его ошибки, а если он ошибется, то принимай его оправдания и ни в коем случае не говори ему: «Я слышал, как такой-то говорит то-то», и не говори: «Такой-то утверждает совсем не то, что говорите вы»."

Наставник все же несет ответственность за ученика – перед Богом, перед учением или профессией и уже перед своими наставниками. Но по отношению к ученику он вполне может выбрать поведение, в чем-то тому непонятное. Иногда это нужно, чтобы обойти шаблоны ума подопечного и спровоцировать на действие, которое в конечном итоге принесет полезный результат. Фундаментальная задача наставника по отношению к ученику – не столько быть понятным в своих поступках, сколько обеспечить успешное продвижение по пути и помочь перешагнуть с одной ступени на другую. Это необходимо понимать, чтобы не совершить ошибку, о которой хорошо сказано в поговорке: «Наставник указывает направление. Но люди смотрят на наставника, а не на направление, которое тот указывает».

Есть два пути

Если мы говорим именно о саморазвитии, возможен ли путь без наставника? Да, безусловно. Метод проб и ошибок тоже дает отличные плоды. Многие так и движутся, притом вполне успешно. И желания, и уверенности, и сил человеку может с лихвой хватать, чтобы не останавливаться и идти вперед. Сложность в другом.

Человек не всегда видит полную картину, чтобы посмотреть на себя со стороны, дать правильную оценку действиям и сделать верные выводы. Иногда просто не хватает инструментов, знаний или, наоборот, их слишком много – непонятно, за что взяться. Недостает определенности. В итоге можно свернуть не туда или упереться в тупик и просто не понимать, что же дальше делать. Или человек даже не понимает, что он сбился, а когда осознает – неизвестно. С наставником идти проще. Быстрее. Меньше неверных поворотов и случайных падений.

Путь вместе с наставником словно залит светом. Заметны кочки, выбоины, камни и коряги – не составит труда обойти. А путь самостоятельный отчасти похож на дорогу в сумерках, где идти приходится на свой страх и риск – и, конечно, медленнее, осторожнее, внимательно глядя под ноги и по сторонам. С наставником шаг становится четким, уверенным.

Поделитесь с друзьями и близкими:

николай третьяков 7 ключей суфийской практики

книги николая третьякова про саморазвитие и суфизм



МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:




Об авторе проекта DЕРВИШ-City
Подписаться на рассылку



Все права защищены. Полная или частичная перепечатка либо иное использование опубликованных материалов без письменного разрешения администрации сайта не допускается.

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.